Лев Щеглов . сексолог, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор
Сексуальной революции, о которой принято говорить для прикрытия явно недостаточных усилий государства и общества в половом воспитании, нет. Некий сексуальный «бум», который мы наблюдаем, вызван нынешней социальной открытостью.
Лев Щеглов. Фото ИТАР-ТАСС.
Свободный доступ к любой информации, кроме заведомо криминальной, – знак времени. Это нормально и позитивно. Между тем, у нас в эти «открытые ворота» хлынуло очень много мути, что, конечно же, скверно. Можно говорить о каком-то сексуальном прорыве, бунте, но не о революции в этой сфере.
На протяжении веков наша сексуальная культура изменяется в соответствии с мировой. Скажем, пару столетий назад в разных социальных слоях Европы были приняты различные типы сексуального поведения. Условно говоря, среди аристократов, состоятельных лиц его нормы были категорически иными, нежели между неимущими.
Безусловно, в далёком прошлом на сексуальное поведение в определённой степени влияли укоренившиеся языческие представления при формальном принятии Русью христианства. Отсюда долгое следование таким праздникам, как Иван Купала, или старославянские «посиделки» в некоторых северных деревнях, что заканчивались «грехом». То есть какая-то суперчистота, на которую любят напирать ортодоксы – якобы на Руси девушки в длинных белых сарафанах и кокошниках только устраивали хороводы вокруг берёок – это всё сказки для тех, кто не знает историю. Хотя, конечно, сексуальные нормы были всегда подвержены довольно жёсткой морали. Но это связано в основном с религией.
Есть даже понятие «иудеохристианского пресса» по отношению к сексуальным проявлениям. Изначально иудаизм, а потом и христианство объявляли секс грехом. «Увидели они, что наги», – вот с чего начинается история стыда и как бы первородного греха. Нагота, телесность, плотские потребности и желания как бы изначально отвратительны. Для ислама это характерно в меньшей степени. А в индуизме и буддизме секс никогда не объявлялся врагом, и именно этим объясняется, что люди, исповедующие восточные религии, почти не имеют глубинных сексуальных неврозов, характерных для европейской культуры, которые и обеспечили приход и мощное шествие по миру Зигмунда Фрейда.
Безусловно, каждый находил возможность обходить стыд и получать удовольствие, но это всё равно приводило к лицемерию, а в некоторых случаях и к сексуальным неврозам: «Раз я делаю то, что сам же осуждаю, значит, я какой-то негодяй, грязный, патологичный». Большинство людей чувствовали себя «запачканными». Именно отсюда, от лицемерного отношения возникла фраза, которую во время советско-американского телемоста произнесла одна женщина: «У нас секса нет!». Прозвучало именно так, хотя она, конечно же, имела в виду другое. Под сексом в советской идеологической системе координат подразумевалось нечто присущее Западу – половая распущенность, наркотики, рок-н-ролл, жажда наживы и т. д. А для советского, в прошлом русского общества приоритетными предполагались любовь и некие действия для рождения детей. Бесспорно, это была декларация. Все занимались сексом отнюдь не для того, чтобы «делать детей». По крайней мере, «делание детей» составляло 1/1000 часть сексуальных упражнений. Но это и приводило к двойственности и невротизму – когда я сам делаю то, за что в этой системе координат приходится каяться и чего надо избегать.
Если говорить научным языком, современность в России характеризуется поляризацией сексуального поведения с множеством «сценариев». Скажем, в советское время всё было достаточно монотонно: секс в семье, добрачные отношения, о которых не принято было говорить, и внебрачный секс, который официально осуждался. Сколько погорело на «аморалке»! Да даже если в законном браке, но в третьем – за границу уже не поедешь и карьеру не сделаешь: он свидетельствует о твоей «червоточине»!
Сегодня же люди разделились, подобно железным опилкам, притянутым к разным полюсам магнита. Есть движение «асексуалов» – странных особей, которые говорят о том, что секс отвлекает от высоких целей и надо от него отказаться, так как он превращает людей в животных. То, что раньше исповедовали только монахи, сейчас пропагандируют в весьма светских сообществах. С другой стороны – «сексоголики», для которых секс стал своего рода спортом, чуть ли не единственной целью в жизни. Этим «сверхэстетам» надо попробовать и то, и другое, и третье.
То есть в наши дни существует колоссальное количество сексуальных сценариев, чего не было раньше. На консультацию может зайти 25-летний молодой человек, у которого нет ни урологических, ни эндокринных, ни психических проблем, но он не может начать сексуальную жизнь из-за того, что просидел семь лет у компьютера и не имеет коммуникативных навыков, ему никак не начать общение с живой, невиртуальной партнёршей. Но вслед за ним появляется 16-летняя девушка, занимающаяся групповым сексом, у которой уже пять абортов. И говорит она об этом легко, так как в её представлении это абсолютно естественно: «Мы же в XXI веке! Разве не нормально, что вчера с тремя, потом в группе, потом садо-мазо?» То есть каша в голове полнейшая!
Можно ли назвать эти случаи патологиями? Трудно ответить. В сексологии очень важно не что происходит, а почему. Например, человек занимается групповым сексом, потому что его туда втянули или, допустим, объяснили, будто это модно. Он может быть совершенно нормальным – экспериментирует или вовлечён в «групповуху» пассивно. Скорее, это фактор культуры данной личности. Однако если человек постепенно отказывается от индивидуального секса, потому что это становится сначала неинтересным, а потом даже проявлением несостоятельности, и единственная форма, в которой он себя чувствует естественным и расслабленным – групповой секс, здесь уже можно говорить о девиации, об отклонении.
Очень часто приходится слышать, что наши исконно русские, православные традиции, связанные с нормами сексуального поведения, тормозят улучшение демографической ситуации в стране. Здесь не так всё однозначно. К сожалению, русская традиция XVI–XIX веков иметь в семье много детей прервана. Как известно, модели поведения общества формируют лишь два предыдущих поколения. А у нас уже послевоенные семьи были немногочисленными.
Есть любопытные исследования. Эстонке и таджичке предложили смоделировать поведение в максимально комфортных условиях проживания: она и любящий муж здоровы и получают высокую зарплату, в добром здравии и готовы помочь обе бабушки, пятикомнатная квартира, детский садик и школа во дворе. В общем, как в кино. Таджичка в этой идеальной ситуации готова была иметь девять детей, а эстонка – только двоих. Это подтверждает, что для увеличения рождаемости очень важны национально-социальные традиции, которых в современной России, увы, нет.
Более того, сейчас не модно иметь много детей. Приоритетны высокие зарплаты, клубы, крутые тачки, а вовсе не собственные сыновья и дочери. Мало того, что нынешняя молодёжь сама по себе эгоцентрична, но растить троих-пятерых-семерых просто не принято. Не говоря уже про социально-экономические условия большинства среднестатистических граждан. Здорово, если молодая семья живёт в просторной квартире и ладит с родителями. Но в детские садики и поликлиники – очереди. Хорошее дошкольное воспитание, когда следят не только за тем, чтобы малыши не расквасили себе носы, стоят очень недёшево – как и качественное медицинское обслуживание. То есть, планируя ребенка, большинство готовится не к осложнению, а к сознательному ухудшению жизненных условий. Хотя, конечно, что может быть лучше похожего на тебя родного человечка, который у тебя на глазах растёт и умнеет, и ты отдаёшь ему всё лучшее, что есть! Между тем, демографию определяет именно сочетание всех социально-экономических и психологических факторов.
И если этнос озабочен своим существованием, а государство хочет сохраниться, следует вырабатывать привычку иметь много детей и создавать для этого необходимые условия. Нельзя допустить, чтобы Россия превратилась в некую шахту, из которой приезжие вахтовым методом выкачивают природные богатства, а жить предпочитают в другой стране. Нашему обществу нужна система ценностей, основанная на взаимном согласии, уважении, на исполнении законов всеми, включая верхние эшелоны власти. И, конечно, забота о семье и здоровом потомстве должна быть возведена в ранг национальной идеи.
Материнский капитал и другие меры социальной защиты, безусловно, важны. Но это еще не решение проблем. Основные блоки – это формирование традиции, насаждаемая всеми силами мода иметь много детей, восхищение теми, у кого их трое и больше и, разумеется, помощь, система социально-экономических гарантий. Необходимо семейную политику поставить во главу угла развития страны. Человек должен жить в такой атмосфере, которая способствует производству следующей жизни.
Чуть ли не каждый день на приём приходят родители, которые спрашивают, как воспитывать ребёнка. Если «лепить» его в соответствии с сегодняшними реалиями – со стальными мускулами, острыми зубами и когтями, постоянно готовым к отпору, – вырастет негодяй, который будет думать только о себе и ни о чём другом. Если говорить ребёнку, что есть честь, совесть – получится тот, кого сегодня принято называть «лохом». Как быть?
Выдающийся российский философ Мераб Мамардашвили ещё в конце прошлого века предупреждал, что в России наступает эра «безнормности». Нет понятия о норме – ни научного, ни внутри человека. Между прочим, в советские времена такое представление было. А сегодня, если открыть Интернет, увидите, как в Питере из проезжавшей машины засняли 13-минутный половой акт прямо на Невском проспекте. Кому это могло прийти в голову? Сумасшедшим? Молодой парочке, которая плавала в наркотическом безумии и не отдавала себе отчёт в том, что делает? Нет, скорее всего, это… прикол. Потому что нет понятия, что это отвратительно. Нет представления о норме! В государственной программе поддержки семьи необходимо предусмотреть особое место для сексуального воспитания.
Сексуальность – естественная потребность человеческого организма. Такая же, как дыхание. В конце советских лет у старшеклассников были обязательные 12 часов «Этики и психологии семейной жизни». Предмет убрали из программы ещё в 1996 году и ничем не заменили. Кое-где существуют молодёжные консультации. Но подросток зайти туда постесняется, чтобы сверстники не подумали, что он такой «маленький», не знает элементарных вещей».
К сожалению, родители, безусловно обладающие определённым сексуальным опытом, не всегда смогут объяснить своему чаду, конечно же, искренне любимому, основы сексуального поведения. В большинстве семей подобные разговоры «откровенно о сокровенном» просто не приняты. И далеко не каждый отрок захочет делиться своими переживаниями с мамой или папой. Тем более, почти треть семей – неполные.
Хорошо, если найдётся процентов пять продвинутых родителей, которым ребёнок полностью доверяет, и они говорят обо всём. У них вырастет нормальный гражданин, будущий отец или мать. Что с остальными? Кто-то из подростков сформирует своё сексуальное поведение, посмотрев «Дом-2». А подавляющее большинство получат вожделенную информацию от прыщавых сверстников где-то в подвале, забросанном шприцами.
Я много об этом писал, выступал в Госдуме. Но понимания того, что современный человек должен знать, как он устроен, и как в желанный момент с любимой второй половиной воспроизвести здоровое потомство – нет. Только общие фразы про любовь, целомудрие, хорошее поведение. Представим себе, если завтра уберут регулирование дорожного движения, знаки, разметку, гаишников, но станут говорить: «Пусть водители ездят хорошо и уступают друг другу». Всё закончится плачевно. Почему же мы уподобляемся страусам и прячем головы в песок: «Откуда берутся беременные девчонки, ранние аборты, подростковые суициды при первой же неразделённой влюблённости?»
Если ребенка в своё время не обучить чистить зубы, стричь ногти, пользоваться туалетной бумагой – он будет грязным и примитивным. Но если подростку в более сложном и важном для него вопросе его собственной сексуальности не объяснить назначение тех или иных органов вначале, а затем не рассказать о взаимоуважении, ответственности, не познакомить с правилами пользования презервативами и прочее, мы просто оставляем человека в открытом море. Говорить об этом надо, сколько бы критиканы (у которых, как правило, не всё в порядке в интимной сфере) не кричали, что мы развращаем детей. Кстати, чтобы развеять все опасения, нужна именно государственная система. Её следует отладить с помощью специалистов, контролировать, – и будет эффект в виде здорового, уверенного в себе, но не переступившего запретную черту подрастающего поколения. Вместо озабоченных, самовлюблённых, косящихся друг на друга жестоких неврастеников.
Государство должно помочь в этом своим молодым гражданам. Найти нужные «часы» в учебной программе – не проблема. Школьные психологи и специалисты, которым можно доверить этот ответственный курс, есть. Нужна политическая воля.
Источник: file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|