Кандидатский минимум для иностранных отцов
Верховный суд России потребовал более тщательно проверять кандидатов в приемные родители из-за рубежа
Верховный суд России опроверг расхожие представления, будто иностранцы чаще усыновляют российских сирот, чем сами россияне.
Нет, к счастью, мы еще не настолько очерствели. По статистике, на одного приемного родителя-иностранца приходится примерно пять россиян, усыновивших чужих детей. В сухих цифрах дела обстоят так: в прошлом году суды вынесли 15 тысяч 218 решений об усыновлении детей российскими гражданами. В то же время иностраны получили 3069 разрешений сделать сирот из России родными.
Чтобы суды не допускали в подобных делах ошибок, высшая судебная инстанция подготовила обзор судебной практики по делам об усыновлении детей иностранными гражданами. В документе содержатся важные рекомендации людям в мантиях.
Вряд ли надо говорить, насколько сложный вопрос. Не в политическом смысле, а в человеческом. Само по себе нет ничего плохого, когда ребенок из России находит счастье в заграничной семье. Плохо, когда отъезд за рубеж - единственная возможность для сироты обрести любовь, уют и заботу. Должны быть какие-то теплые, в семейном смысле, варианты и на Родине. А если родители всё же появились из чужих земель, мы должны быть уверены, что маленький человечек попадет в хорошие руки.
Как говорится в документе, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если маленький человек не может быть передан на воспитание в семью на родине. Или если "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным". "Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения", поясняет Верховный суд России в обзоре.
Поэтому люди в мантиях, рассматривая подобные дела, должны тщательно проверять, как пытались сироту устроить на Родине. Предлагались ли какие-то семьи? Что сделали в этом плане органы опеки?
В обзоре приводится пример, когда суд первой инстанции разрешил гражданам Испании удочерить девочку на Камчатке. Между тем прокуратура установила, что у ребенка есть родственники по отцовской линии - тетя и бабушка, которые живут тут же, в Камчатском крае. Они, кстати, возражали против удочерения девочки иностранными гражданами. А тетя была согласна забрать девочку на воспитание в свою семью.
Кроме того, два брата девочки находятся под опекой граждан России. Поэтому кассационная инстанция отменила решение об удочерении.
Нетрудно предположить, почему некоторые правоприменители стараются как-то формально подойти к поиску приемных семей в России: иностранцы зачастую предлагают большие деньги различным посредникам. Однако ребенок не товар, который можно купить или продать. Правила бизнеса - вроде работай с тем, кто больше заплатит - в делах усыновления не применимы.
Также суды должны изучать иностранных кандидатов в родители: откуда приехали, каково их материальное положение. По-хорошему, надо вообще посмотреть, что это за люди, каков их духовный мир.
Говорят, в чужую душу не заглянешь. Но для суда это не аргумент, когда решается судьба ребенка. Намерены ли кандидаты в приемные родители заниматься маленьким человеком? Насколько чисты их помыслы? Не представляют ли какую-нибудь опасную секту? А может, маленькие руки им нужны, скажем, для работы на ферме? Ошибок здесь быть не может.
В одном из дел решение об удочерении было отменено в том числе потому, что суд "не исследовал вопрос о вероисповедании усыновителей и приемлемости этой религии для обеспечения полноценного духовного и нравственного развития усыновляемого, возможности усыновителей обеспечить ребенку физическое, психическое, духовное и нравственное развитие". Также не исследовались документы о материальных и жилищных условиях усыновителей.
Документ, а также более подробный комментарий к нему можно прочитать на сайте "Российской газеты". Любопытно, что чаще всего в прошлом году усыновителями являлись граждане США - они фигурировали в 28 процентах дел. На втором месте граждане Италии - 21 процент. Из Испании приемные родители составили 20 процентов дел.
Наибольшее количество дел о международном усыновлении в прошлом году рассмотрено с вынесением решения Санкт-Петербургским городским судом - 314 дел. На втором месте Московский городской суд - 187 дел. Пермским краевым судом было рассмотрено 181 дело о международном усыновлении. Источник: rg.ru.
Рейтинг публикации:
|