Вы уверены, что из вас никогда не получится Стив Джобс? Не унывайте: миф об особом "творческом складе ума" - это только миф, уверяет в своей статье в The Wall Street Journal Джона Лерер, американский научный журналист. Статья представляет собой переработанные отрывки из его новой книги "Представь себе: как устроена креативность".
"Креативность - не наследственная черта, заложенная в наших генах, и не божественный дар, преподнесенный ангелами. Креативность - это умение. Любой человек может научиться мыслить творчески и усовершенствовать это свое умение", - уверяет автор, опираясь, по его словам, на новейшие исследования ученых.
Вот "10 рецептов креативности на скорую руку", как именует их Лерер:
1. Перекрасьте стены. В 2009 году ученые путем эксперимента обнаружили: в комнате с голубыми стенами подопытные решали вдвое больше "задачек на смекалку", чем в другой обстановке. "Голубой цвет стимулирует ассоциативное мышление и действует успокаивающе", - поясняет Лерер. А вот аналитические задачи лучше решать в красной комнате, поскольку красный цвет стимулирует бдительность и внимание.
2. "Клюйте носом". Вот данные исследования, опубликованные в феврале: "совы", которых заставляли решать головоломки рано утром, справлялись с ними гораздо лучше, чем в более благоприятное для себя время суток.
3. Не бойтесь грезить с открытыми глазами: как показали тесты, мечтательные люди более креативны.
4. Мысленно вернитесь в детство: испытуемые, которым предложили вообразить себя семилетними детьми, гораздо лучше справились с тестами на дивергентное мышление - например, с заданием придумать способы использования автопокрышки.
5. Смейтесь вслух: после просмотра выступления комика испытуемые решали больше задач на смекалку (а именно, на 20% больше).
6. "Пусть мысли унесут вас в далекие края". Исследователи из Индианы обнаружили: если испытуемым сказать, что задача сочинена в Греции или Калифорнии, они справятся с ней намного лучше, чем в случае, если им говорили, что задачу придумали прямо здесь в лаборатории.
7. Правильно выбирайте выражения. "Один из способов улучшить способность решать задачи - излагать условия задачи другими словами. Когда употребляются конкретные глаголы с узким значением, люди мыслят узко. Наоборот, употребление глаголов с широкими значениями - "перемещаться" вместо "ехать" - может значительно повысить количество решенных задач", - говорится в статье.
8. Не работайте в комнатах-клетушках. Исследователи обнаружили: результаты стандартного теста на креативность гораздо лучше, когда испытуемый сидит не в офисной кабинке площадью пять квадратных футов, а снаружи нее. "Возможно, на мышление подсознательно действовала метафора, заложенная во фразеологизме thinking outside the box ["нестандартное мышление", дословно "мышление за пределами ящика". - Прим. ред.].
9. Посмотрите мир: "ученый Адам Галинский заключил, что студенты, которым доводилось жить за границей, гораздо чаще справляются с классической задачей на смекалку".
10. Переезжайте в мегаполис. "Физики из Института Санта-Фе обнаружили: переезд из маленького города в город вдвое больше побуждает изобретателей патентовать в среднем на 15% больше изобретений", - говорится в статье.
Лерер также приводит пример практической задачи, которая была решена как бы по наитию. В 1974 году инженер Артур Фрай ознакомился с новым изобретением Шелдона Силвера - клеем чрезвычайно слабого действия. Можно ли придумать этому клею полезное применение? Все недоумевали.
Фрай пел в церковном хоре и обычно вкладывал в молитвенник бумажки вместо закладок. Но бумажки часто вываливались, и Фраю приходилось спешно листать книгу в поисках нужного гимна. И вот однажды его осенило: бумажка, намазанная слабым клеем, станет многоразовой закладкой! "В итоге это откровение под куполом церкви породило один из самых популярных офисных канцтоваров - липкую бумагу для заметок", - поясняет автор.
Современные ученые также выяснили, какие отделы мозга срабатывают при решении задач на смекалку: "за несколько секунд до озарения резко оживляется верхняя предшествующая извилина височной доли", заведующая объединением мало связанной между собой информации.
Как упоминается выше, ученые выявили, что некоторые факторы повышают частоту озарений - "люди более восприимчивы к ответам, исходящим из вышеуказанного отдела мозга". Что же это за факторы? Например, просмотр юмористических роликов или алкоголь (согласно свежему исследованию ученых Иллинойского университета). И юмор, и спиртное побуждают нас расслабиться, а в расслабленном состоянии человек восприимчивее к игре произвольных ассоциаций, которые подсказывают ответ на трудные задачки. Кстати, именно поэтому Архимеда гениальная идея осенила в ванне, а физик Ричард Фейнман занимался вычислениями, сидя в стрип-клубе. "Креативность - полезный осадок от времени, потраченного впустую", - говорил Эйнштейн.
Но Лерер тут же предостерегает: иногда требуется креативность другого типа, когда успех достигается потом и кровью, когда нужно перебрать массу вариантов, пока не доберешься до удачного. "Все великие художники и мыслители - великие труженики", - писал Ницше.
Но как установить, какой тип креативности требуется от тебя в данном конкретном случае? Что лучше поможет решить задачу - кружка пива или бессонная ночь на работе? Лерер уверен, что человеческий разум от природы способен сам выбирать нужный тип творческой работы.
Также важно помнить: креативность нуждается в сырье. "Очень ценно увеличить объем и разнообразие информации, с которой вы соприкасаетесь", - советует автор. Он ссылается на Стива Джобса: "креативность - это лишь умение скомбинировать разные вещи". С этим граничит секрет, который является ключом к творческому мышлению - "умение взглянуть на проблему глазами новичка, отбросить все предвзятые мысли, не бояться потерпеть неудачу".
Источник: The Wall Street Journal Источник: inopressa.
Рейтинг публикации:
|