Вы уверены, что из вас никогда не получится Стив Джобс? Не унывайте: миф об особом "творческом складе ума" - это только миф, уверяет в своей статье в The Wall Street Journal Джона Лерер, американский научный журналист. Статья представляет собой переработанные отрывки из его новой книги "Представь себе: как устроена креативность".
"Креативность - не наследственная черта, заложенная в наших генах, и не божественный дар, преподнесенный ангелами. Креативность - это умение. Любой человек может научиться мыслить творчески и усовершенствовать это свое умение", - уверяет автор, опираясь, по его словам, на новейшие исследования ученых.
Вот "10 рецептов креативности на скорую руку", как именует их Лерер:
1. Перекрасьте стены. В 2009 году ученые путем эксперимента обнаружили: в комнате с голубыми стенами подопытные решали вдвое больше "задачек на смекалку", чем в другой обстановке. "Голубой цвет стимулирует ассоциативное мышление и действует успокаивающе", - поясняет Лерер. А вот аналитические задачи лучше решать в красной комнате, поскольку красный цвет стимулирует бдительность и внимание.
2. "Клюйте носом". Вот данные исследования, опубликованные в феврале: "совы", которых заставляли решать головоломки рано утром, справлялись с ними гораздо лучше, чем в более благоприятное для себя время суток.
3. Не бойтесь грезить с открытыми глазами: как показали тесты, мечтательные люди более креативны.
4. Мысленно вернитесь в детство: испытуемые, которым предложили вообразить себя семилетними детьми, гораздо лучше справились с тестами на дивергентное мышление - например, с заданием придумать способы использования автопокрышки.
5. Смейтесь вслух: после просмотра выступления комика испытуемые решали больше задач на смекалку (а именно, на 20% больше).
6. "Пусть мысли унесут вас в далекие края". Исследователи из Индианы обнаружили: если испытуемым сказать, что задача сочинена в Греции или Калифорнии, они справятся с ней намного лучше, чем в случае, если им говорили, что задачу придумали прямо здесь в лаборатории.
7. Правильно выбирайте выражения. "Один из способов улучшить способность решать задачи - излагать условия задачи другими словами. Когда употребляются конкретные глаголы с узким значением, люди мыслят узко. Наоборот, употребление глаголов с широкими значениями - "перемещаться" вместо "ехать" - может значительно повысить количество решенных задач", - говорится в статье.
8. Не работайте в комнатах-клетушках. Исследователи обнаружили: результаты стандартного теста на креативность гораздо лучше, когда испытуемый сидит не в офисной кабинке площадью пять квадратных футов, а снаружи нее. "Возможно, на мышление подсознательно действовала метафора, заложенная во фразеологизме thinking outside the box ["нестандартное мышление", дословно "мышление за пределами ящика". - Прим. ред.].
9. Посмотрите мир: "ученый Адам Галинский заключил, что студенты, которым доводилось жить за границей, гораздо чаще справляются с классической задачей на смекалку".
10. Переезжайте в мегаполис. "Физики из Института Санта-Фе обнаружили: переезд из маленького города в город вдвое больше побуждает изобретателей патентовать в среднем на 15% больше изобретений", - говорится в статье.
Лерер также приводит пример практической задачи, которая была решена как бы по наитию. В 1974 году инженер Артур Фрай ознакомился с новым изобретением Шелдона Силвера - клеем чрезвычайно слабого действия. Можно ли придумать этому клею полезное применение? Все недоумевали.
Фрай пел в церковном хоре и обычно вкладывал в молитвенник бумажки вместо закладок. Но бумажки часто вываливались, и Фраю приходилось спешно листать книгу в поисках нужного гимна. И вот однажды его осенило: бумажка, намазанная слабым клеем, станет многоразовой закладкой! "В итоге это откровение под куполом церкви породило один из самых популярных офисных канцтоваров - липкую бумагу для заметок", - поясняет автор.
Современные ученые также выяснили, какие отделы мозга срабатывают при решении задач на смекалку: "за несколько секунд до озарения резко оживляется верхняя предшествующая извилина височной доли", заведующая объединением мало связанной между собой информации.
Как упоминается выше, ученые выявили, что некоторые факторы повышают частоту озарений - "люди более восприимчивы к ответам, исходящим из вышеуказанного отдела мозга". Что же это за факторы? Например, просмотр юмористических роликов или алкоголь (согласно свежему исследованию ученых Иллинойского университета). И юмор, и спиртное побуждают нас расслабиться, а в расслабленном состоянии человек восприимчивее к игре произвольных ассоциаций, которые подсказывают ответ на трудные задачки. Кстати, именно поэтому Архимеда гениальная идея осенила в ванне, а физик Ричард Фейнман занимался вычислениями, сидя в стрип-клубе. "Креативность - полезный осадок от времени, потраченного впустую", - говорил Эйнштейн.
Но Лерер тут же предостерегает: иногда требуется креативность другого типа, когда успех достигается потом и кровью, когда нужно перебрать массу вариантов, пока не доберешься до удачного. "Все великие художники и мыслители - великие труженики", - писал Ницше.
Но как установить, какой тип креативности требуется от тебя в данном конкретном случае? Что лучше поможет решить задачу - кружка пива или бессонная ночь на работе? Лерер уверен, что человеческий разум от природы способен сам выбирать нужный тип творческой работы.
Также важно помнить: креативность нуждается в сырье. "Очень ценно увеличить объем и разнообразие информации, с которой вы соприкасаетесь", - советует автор. Он ссылается на Стива Джобса: "креативность - это лишь умение скомбинировать разные вещи". С этим граничит секрет, который является ключом к творческому мышлению - "умение взглянуть на проблему глазами новичка, отбросить все предвзятые мысли, не бояться потерпеть неудачу".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+