ПОШЕЛ ЗА КЕФИРОМ - ВЕРНУЛСЯ В ПОНЕДЕЛЬНИК
Большой популярностью пользуется передача "Жди меня", зрители искренне сочувствуют ищущим и обретшим. И мы тоже решили провести свое расследование одного побега. Но взглянуть на подростковые побеги глазами специалиста: комментирует ситуацию психотерапевт Александр Вадимович ДОБРОЛЮБОВ, зав. отделением психологической реабилитации Нижегородского Областного Наркологического диспансера.
Сереже мама дала денег на кефир и хлеб. Вышел он из дома: в апреле так волнующе пахло весной, женский голос объявлял прибытие поездов... Что-то вдруг накатило на паренька - и вместо магазина под вечер он очутился уже в Питере.
Комментарии специалиста.
Скорее всего, это не случай шизофрении. Вряд ли у парня был бред, что он должен, положим, выполнить некую особую миссию в Петербурге. Этот случай достаточно редкий.
А вот состояние "накатило" более характерно для такого психического расстройства, как дромомания. Подросток действительно тогда не может преодолеть того импульса, который толкает его на бегство из дома. Дромоман убегает, а через несколько часов, может быть, дней или даже месяцев приходит в себя и понимает, что совершил нелепую вещь. Говорит, что больше этого не повторится, сам не знает, что с ним произошло, готов идти к любому специалисту, чтобы этого больше не случилось. Но дромомания в чистом виде встречается тоже очень редко.
Если юноша при этом не помнит, где был, это уже сумеречное состояние сознания. Чаще всего оно встречается у эпилептиков. Человек совершает упорядоченные действия, но потом ничего не помнит. И это происходит не только ночью (как при лунатизме), а может продолжаться несколько дней. Взрослый человек неожиданно вместо того, чтобы пойти на работу, может сесть в поезд, уехать куда-то в Воркуту, там жить как-то. А через три дня опомниться и потом удивиться: где он и что вообще здесь делает. Тогда нужно обучить человека предчувствовать этот импульсивный порыв и научить приемам, как его подавлять.
Больных этой группы лечит психиатр, за исключением дромоманов, все-таки импульсивные поступки таблетками лечатся очень сложно, и это дело психотерапевта.
Сережа быстро нашел приятелей в чужом городе прямо на вокзале. У них он и ночевал в коллекторе или в заросшем сквере, а днем бродил по красивому городу. Вечером подрабатывал - переносил товар из крытых палаток. Сережа старался не думать, что не закончил учебный год и теперь его не переведут в 7 класс. Домой вернулся только через три месяца, когда просто надоела жизнь бродяги. Был как раз понедельник, 13 июля.
Комментарии специалиста.
Похоже, что дело тут не столько в подростке, сколько в его родителях, если появилось желание взять на себя бОльшую ответственность, чем была. И это не каприз, (мол, хочу гулять до 11), это еще и желание отвечать за то, что с тобой произошло, быть более взрослым.
Это не значит, что ребенок абсолютно психологически нормален: у него точно есть невроз, если уж решился на такое. И явно есть нарушения в развитии личности, которые связаны с воспитанием. Это может быть расщепление родительских чувств, или боязнь утраты, или воспитательская неуверенность...
Например, когда родители излишне опекают - это, как ни странно, вариант подсознательного психологического отвержения собственного ребенка. Родители не отпускают подростка поздно гулять, потому что им не хочется потом переживать за него. И ребенка воспитывают младше своих лет, содержат, как домашнюю собачку: так, чтобы она не давала хлопот, а только радовала.
Расстройство, связанное с подобными побегами, лечат уже психотерапевты, а не психиатры.
Мама Сереже обрадовалась, но видно было, что особо за него не переживала эти месяцы. Она, как истово верующий человек, считала, что все находится в руках Божьих. Отец удивился, что сын все-таки вернулся и тут же послал за бутылкой, чтобы опохмелиться. Сережа сбегал в магазин и вернулся с водкой, стянув машинально горсть карамели на закуску. На этом и закончилась история первого Сережиного побега.
Комментарии специалиста.
Теперь ситуация прояснилась до конца и надо сказать, что она, к сожалению, самая распространенная. Если родители не уделяют ребенку никакого внимания (алкоголики они или просто заняты исключительно собой), у него возникают серьезные психологические проблемы.
Эти дети обычно болтаются без дела, совершают мелкие хулиганства, кражи, правонарушения, уголовные преступления, они не привязаны к семье, ищут сиеминутный кайф, а халява - любимое их словечко. Но ребенок не может просчитать, что же будет за поступком. Вот ему нужно сейчас стянуть этот пирожок, и он совершенно не думает, что его может милиционер за руку схватить. Такие неустойчивые личности не способны и к систематическому продолжительному труду, они из-за своей педагогической запущенности просто не приучены к этому.
Побег для этих ребят - способ манипуляции по отношению к родителям. Дети часто из неполных семей, мать воспитывает их одна и контролирует только формально: "В школу-то ходил?" "Да" (врет). А в конце четверти ей говорят, что половину четверти сын прогулял. "Ах, как же ты меня обманываешь, что же ты у меня за чудовище, весь в отца, вот я тебя". И вместо того чтобы забыть об этом, как обычно, она в педагогическом порыве вдруг отвлекается от устройства личной жизни, водит ребенка за руку на занятия. Ему в школу ходить не хочется, он до пятого класса доучился, и в школу ходил очень редко. А тут мама ему говорит: "Учись, или я тебе новые кроссовки не куплю". День водит, два, а на третий он подглядывает из-за двери, когда мать уйдет, и сигает в неизвестном направлении. Вот таких побегов большинство (как правило, из десяти девять).
Или если мать спохватывается и обращается к специалисту, тот рекомендует ей контрактную систему: как по дому помог - столько и денег ему давайте. Этого многие дети не выдерживают, они уже сформированы так, что не приучены к труду, ходить в школу, и малейшее давление вызывает реакцию ухода, они просто убегают из дома.
К сожалению, заставить таких ребят работать можно только вынужденно, при жестком режиме и дисциплине, например, в колонии.
***
Как ни банально это звучит, но многим детям сейчас не хватает ни еды и модной одежды, а материнской заботы, ласки и понимания, как в случае с мальчиком Сережей. И как часто мы забываем об этом в погоне то за собственной синей птицей, то за длинным рублем, думая, что это делаем ради своих наследников. А ведь все это может оказаться неважным, когда твой собственный сын, твое продолжение сбежит не только от родителей, но и от самого себя в пустое бессмысленное существование.
Ирина Медведева Источник: Фито Доктор.
Рейтинг публикации:
|