Конструкторы КНИТУ-КАИ провели успешные испытания диковинного аппарата — беспилотника, взлетающего и садящегося по-вертолетному, а летящего по-самолетному. В вузе уверяют, что это не просто красивый эксперимент, но работа, имеющая ближайшее практическое значение. Разбор полетов попытался провести корреспондент «БИЗНЕС Online».
Идея самолета-вертолета давно занимала авиаконструкторов. Но вот создать такой аппарат оказалось чрезвычайно сложно. Единственная на сегодня схема, удовлетворяющая самолетно-вертолетным условиям, — конвертоплан. Это летательный аппарат, совмещающий вертикальные взлёт и посадку по вертолётному принципу с горизонтальным полетом на высоких, самолетных скоростях. «Гибридность» достигается при помощи изменения в полете положения гондол с турбовинтовыми двигателями — из вертикального в горизонтальное. Встречаются экспериментальные конструкции, у которых поворачивается всё крыло, а не только двигатели. В мире есть всего один серийный конвертоплан — американский транспортно-десантный V-22 Osprey, родившийся (авиастроительные монстры Bell и Boeing-Vertol создавали его аж 30 лет) в муках-катастрофах, и проблемы которого не решены до сих пор… Винтоплан был спроектирован и в СССР, но реализации проекта Ми-30 помешала перестройка.
У разработавшей конвертоплан конструкторской группы КНИТУ-КАИ уже есть солидный опыт создания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по заказу известной «беспилотной» фирмы ООО «Ижмаш» — Беспилотные системы». «Но в тех проектах наша задача заключалась исключительно в создании «аэродинамики», мы не затрагивали «мозги» летательных аппаратов, — объяснил «БИЗНЕС Online» научный руководитель работы, заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов. — Теперь же мы решили заняться и ими. «Мозги» — это математическое обеспечение БПЛА. Вот в России начнут собирать израильские беспилотники. Но мы будем делать лишь планеры! Израильтяне никогда не позволят нам заглянуть в «мозги» этих аппаратов, потому что в них — всё. И представьте: у вас в руках робот, запрограммированный не вами, и вы не знаете, в какой момент он будет работать на вас, а в какой — против».
Собственно, без этого сложного математического обеспечения конвертоплан и вовсе невозможен — процесс перехода из горизонтального полета в вертикальный требует высокой автоматизации управления. Именно на этом отрезке полета бились и продолжают биться немногочисленные конвертопланы.
До недавнего времени не было и беспилотных конвертопланов, лишь в прошлом году израильская фирма Israel Aerospace Industries продемонстрировала такой аппарат под названием Panther.
Зачем нужен такой БПЛА? Например, легкие беспилотники, выполнив полетное задание, опускаются на землю на парашюте: в полевых условиях невозможно посадить аппарат по-самолетному — разобьётся, да и слишком сложно. Радиус действия у таких аппаратов небольшой, а парашюты — яркие. Так что противник может легко определить, где находится тот, кто управляет этим БПЛА. И неизвестно еще, есть ли польза от такого аппарата в условиях боя: успеешь ли ты вообще воспользоваться данными, которые увидел с воздуха?
Конвертоплану не нужны громоздкие (в той или иной степени) стартовые устройства, вроде катапульты — он взлетает и садится в любом месте. Но тогда почему не сделать просто БПЛА вертолетного типа? «В режиме вертолетного полета вы тратите в четыре раза больше энергии, чем при полете самолетном, то есть сокращается время нахождения в воздухе, — объяснил Гайнутдинов. — Плюс самолет гораздо быстрее… Но, в то же время, есть потребность в определенные моменты зависнуть — произвести съемку, запустить ракету. Это и есть конвертоплан. Однако имеется и «но»: конвертоплан, хотя и лучше вертолета, но всегда будет хуже самолета».
Задача по созданию самолета-вертолета была поставлена перед КНИТУ-КАИ специалистами «Ижмаш» — Беспилотные системы». Сегодня запатентованы две конвертопланные схемы. На аппарате, построенном по одной из них, получены первые результаты, а 27 сентября казанский конвертоплан впервые полетел на обоих режимах – висения и по-самолетному.
«Многие работают по этой тематике, — говорит Гайнутдинов. — Тем не менее, в России беспилотный конвертоплан, кроме нас, никто не сделал. Мы — первые. Пока. И особо обольщаться не стоит – много вопросов, а ответов — не так много. Но мы работаем… Пока это инициативная разработка, но намечается и контракт. Причем переход от нашего прототипа к реальному беспилотному аппарату будет не очень сложным».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+