Международная команда палеонтологов сообщила о находке в юго-западном Тибете, на высоте 4200 м, костей примитивного шерстистого носорога возрастом 3,7 млн лет. Открытие показало, что родиной шерстистых носорогов, по-видимому, был Тибет, где разнообразная фауна крупных, приспособленных к холодному климату млекопитающих сложилась задолго до начала ледникового периода (плейстоцена). С наступлением холодов некоторые представители этой фауны спустились с гор и широко распространились в Северной Евразии, войдя в состав плейстоценовой мамонтовой фауны.
Шерстистый носорог Coelodonta antiquitatis — один из самых ярких и характерных обитателей холодных «мамонтовых» тундростепей, которые в плейстоцене покрывали значительную часть Северной Евразии (см.: Хороший забор — главное условие восстановления мамонтовых степей, «Элементы», 06.12.2006). Облик шерстистых носорогов известен нам не только по ископаемым костям и рогам, но и по многочисленным рисункам палеолитических художников.
О происхождении этих животных до сих пор было известно не так уж много. Кроме позднеплейстоценового C. antiquitans, хорошо знакомого нашим палеолитическим предкам и вымершего лишь около 10 тысяч лет назад, палеонтологи описали два более древних вида Coelodonta: C. tologoijensis из среднего плейстоцена (около 0,75 млн лет назад) Прибайкалья и Восточной Европы и C. nihowanensis из раннего плейстоцена (около 2,5 млн лет назад) северного Китая. На основе этих данных было естественно думать, что шерстистые носороги появились в начале плейстоцена, причем климатические изменения были главным стимулом для их появления и дальнейшей эволюции, в ходе которой эти носороги стали одними из самых успешных и эффективных потребителей травянистой растительности в холодных тундростепях.
Новая находка, о которой палеонтологи из Китая, Финляндии и США сообщили в последнем выпуске журнала Science, отодвинула момент появления шерстистых носорогов в прошлое более чем на миллион лет. В ходе изучения ископаемой фауны крупных млекопитающих из плиоценовой формации Занда в юго-западном Тибете авторы нашли хорошо сохранившийся череп и несколько позвонков шерстистого носорога возрастом 3,7 млн лет. Новооткрытый носорог получил название Coelodonta thibetana.
Тибетский шерстистый носорог по строению черепа, зубов и рогов (сами рога не сохранились, но о них можно судить по выпуклостям на черепе, к которым они крепились) занимает промежуточное положение между более поздними представителями рода Coelodonta и другими (не шерстистыми) носорогами. Иными словами, это не только самый древний, но и самый примитивный (то есть похожий на общего предка) представитель шерстистых носорогов.
Одна из характерных особенностей шерстистых носорогов — очень крупный, наклоненный вперед и при этом сильно сплюснутый с боков носовой (передний) рог. По мнению большинства палеонтологов, C. antiquitatis пользовался этим плоским рогом как лопатой для раскапывания рыхлого снега, когда зимой добывал себе пропитание. Об этом свидетельствуют характерные потертости на сохранившихся рогах позднеплейстоценовых C. antiquitatis. Древний тибетский носорог демонстрирует первые этапы приспособления к выкапыванию растений из-под снега. Его носовой рог уже был довольно крупным и наклоненным вперед, почти как у C. antiquitatis, но еще не таким плоским. Некоторые другие признаки черепа и зубов тоже свидетельствуют о начальных этапах адаптации к питанию травой в условиях холодного климата. У поздних шерстистых носорогов эти признаки получили дальнейшее развитие.
Находка показала, что шерстистые носороги появились на Тибетском плоскогорье задолго до ледникового периода, начавшегося около 2,8 млн лет назад. В плиоцене, когда жил C. thibetana, юго-западный Тибет возвышался над уровнем океана не меньше, а, возможно, даже больше, чем теперь, и климат там был весьма суровым (это определили по содержанию изотопа 18O в раковинах ископаемых улиток). Однако там, вероятно, хватало растительной пищи, и многие крупные млекопитающие сумели приспособиться к холодным снежным зимам. Когда климат стал холоднее и большая часть северной Евразии покрылась тундростепью, некоторые тибетские виды, вероятно, смогли переселиться с высокогорных пастбищ на холодные равнины, раскинувшиеся к северу от их прародины. Среди них были и шерстистые носороги.
Судя по новым тибетским находкам, похожая судьба была и у предков нахура (голубого барана, Pseudois nayaur), который в плиоцене населял Тибет, в плейстоцене расширил свой ареал, заселив северный Китай, а в голоцене (то есть после таяния ледников, исчезновения тундростепей и вымирания мамонтовой фауны) снова оказался приурочен только к Тибетскому плато. Не исключено, что тибетское происхождение имеют и зубры с бизонами, чьим ближайшим родственником является тибетский як (который в плейстоцене проникал на север до Байкала). В плиоценовых отложениях Тибета найден также примитивный снежный барс (Panthera uncia), который в плейстоцене расширил свой ареал, заселив окрестные регионы. По мнению авторов, есть основания предполагать тибетское происхождение также для архаров (Ovis ammon) и их близких родственников толсторогов (Ovis canadensis).
Таким образом, тибетское плоскогорье, по-видимому, было в плиоцене своеобразным эволюционным питомником, породившим целый ряд видов крупных млекопитающих, приспособленных к холодному климату. Наступление ледникового периода и формирование обширных тундростепей на севере Евразии позволило некоторым из этих видов резко расширить свои ареалы и войти в состав плейстоценовой мамонтовой фауны.
Источник: Tao Deng, Xiaoming Wang, Mikael Fortelius, Qiang Li, Yang Wang, Zhijie J. Tseng, Gary T. Takeuchi, Joel E. Saylor, Laura K. Säilä, Guangpu Xie. Out of Tibet: Pliocene Woolly Rhino Suggests High-Plateau Origin of Ice Age Megaherbivores // Science. 2011. V. 333. P. 1285–1288.
См. также: 1) Массовое вымирание крупных животных в конце плейстоцена. 2) Хороший забор — главное условие восстановления мамонтовых степей, «Элементы», 06.12.2006.
Александр Марков Источник: elementy.ru.
Рейтинг публикации:
|