» » » Создан универсальный противовирусный препарат

Создан универсальный противовирусный препарат

11-08-2011, 14:22 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (10) | просмотров: (2 686)

Белковый противовирусный комплекс, разработанный в Массачусетском технологическом институте (США), успешно ликвидирует 15 видов вирусов, от гриппа и до лихорадки Денге. Исследователи утверждают, что полученному препарату «по зубам» практически любой вирус.

Действие препарата DRACO на клетки, заражённые риновирусом (левая панель) и вирусом лихорадки Денге (правая панель) (фото авторов работы).

Если для борьбы с бактериальными инфекциями у нас есть широчайший спектр антибиотиков, то в случае с вирусами мы, к сожалению, подобными успехами похвастаться не можем. В большинстве случаев дело ограничивается иммуномодуляторами, которые поддерживают наш иммунитет, пока организм сам борется с вирусным вторжением. Есть также ряд препаратов, направленных против специфических вирусов, вроде ингибиторов вирусных протеаз, предназначенных для борьбы с ВИЧ-инфекцией. Но число таких средств слишком мало, и вирусы имеют свойство чрезвычайно быстро к ним приспосабливаться.

Между тем группа исследователей из Массачусетского технологического института заявляет, что ей удалось создать универсальный противовирусный препарат; результаты своей работы учёные опубликовали в сетевом издании PLoS ONE.

Механизм действия новоизобретённого лекарства основан на некоторых общих особенностях вирусной биологии.

Размножение многих патогенных вирусов включает стадию, когда в клетке-хозяине появляется длинная двухцепочечная молекула матричной РНК. Такая РНК — характерный признак вирусной инфекции, поскольку клетки животных длинными двухцепочечными матричными РНК не пользуются. Клетка обычно сама выявляет вирусные молекулы: распознавание такой РНК специальным клеточным белком приводит к активации нескольких молекулярных событий, направленных на пресечение размножения вируса. Но вирусы научились подавлять эту защитную реакцию на том или ином её этапе.

Препарат был назван DRACO, что, впрочем, не имеет никакого отношения к «Гарри Поттеру» и расшифровывается как Double-stranded RNA Activated Caspase Oligomerizers («Активируемый двухцепочечной РНК олигомеризатор каспазы»). У комплекса DRACO есть специальный пептидный «ключ», позволяющий ему проходить сквозь клеточную мембрану. Далее, если в клетке есть вирус, одним концом комплекс связывается с вирусной РНК, а второй активирует каспазы — ферменты апоптоза. Если в клетке вируса нет, то апоптозный сигнал не активируется, и DRACO может спокойно покинуть клетку.

Исследователи проверили своё снадобье на 11 типах животных и человеческих клеток и не обнаружили никаких побочных токсичных эффектов. Зато препарат успешно ликвидировал 15 видов вирусов, включая вирус гриппа и вирус лихорадки Денге. В испытаниях на животных мышь, заражённая вирусом гриппа H1N1, полностью избавилась от инфекции.

Теоретически DRACO может справиться с любым вирусом, у которого в жизненном цикле появляется пресловутая двухцепочечная РНК, то есть он «настроен» на огромное количество вирусных патогенов. (Поэтому, вероятно, он будет бесполезен против ДНК-содержащего вируса герпеса.) Выработать устойчивость к такому препарату вирусам будет намного сложнее, поскольку речь тут идёт об искусственном белковом комплексе.

Исследователи надеются, что препарат получит самое широкое применение, после того как пройдёт клинические испытания.

Подготовлено по материалам Массачусетского технологического института.

1. » #10 написал: апорист (12 августа 2011 15:01)

"Нужно естественный иммунитет развивать, а не костыли для него делать."

А как вы станете развивать иммунитета к сифилисом, напр. - у американских аборигенов это невинный детский обрив, для европейца болезнь была катастрофальная преди открития антибиотиков.Какой иммунитет можно развивать к папиломном вирусе (онко-вирус) или хепатитнами вирусами?

Проблем не во вирусноми препаратоми, а в мораль ученых and their grant-donnators.

2. » #9 написал: Rus (11 августа 2011 16:46)

Вспомнился фильм Эквилибриум=)

3. » #8 написал: Янтарный (11 августа 2011 16:42)

Цитата: spb24
    "Вау! Круто! Важные достижения медецинской науки! Быстрее бы результаты!"

Если это реакция умного человека, то я лучше в глупых буду.

ЗЫ: и ТНТ хороший телеканал)

4. » #7 написал: Янтарный (11 августа 2011 15:45)

В общем, это логическое продолжение оперы "вдруг откуда ни возьмись появился страшный вирус... еще один... еще один..."

5. » #6 написал: Iva (11 августа 2011 15:39)

Цитата: Romario
    Нужно естественный иммунитет развивать, а не костыли для него делать.

Да вы что? "разжигаете? :) подрываете основы капиталистического обчества".
    Цель: чтобы каждый отдавал за такую таблеточку денежку, ежемесячно. А вместе с "дозой" будут добавлять всякие нужные, "полезные для управления" вещества.

6. » #5 написал: Янтарный (11 августа 2011 15:32)

Прощай природный (естественный) иммунитет, здравствуй биоробот на таблетках.

Конечно, это же мечта фармацевтических компаний и олигархии, претендующей на мировое господство.

Что? Террористы?! А ну скорее создавать военное положение, при котором ни у кого нет прав! Полицай вас защитит от супостата!

Опасный вирус? H1N1?! Ай-яй-яй! А ну скорее принимайте DRACO!

Так-так! Вы заражены H1N1 и не заплатили за лицензию? Вы нарушаете авторское право!

Что? Вы болеете чем-то другим, отличным от H1N1?! Вы нарушаете лицензионное соглашение!

При употреблении DRACO вы обязуетесь болеть только болезнями, указанными в приложении к договору.

JP Morgan

7. » #4 написал: Iva (11 августа 2011 15:31)

Какое символичное название -  "Draco"... было у Лазарчука и Успенского в "Посмотри в глаза чудовищ" про такое чУдное средство, драконья кровь :).

8. » #3 написал: Romario (11 августа 2011 15:15)

Нужно естественный иммунитет развивать, а не костыли для него делать.

Правда: и щит и меч!

9. » #2 написал: VP (11 августа 2011 15:00)

Цитата: Янтарный
    Клааасс) Столешников радуется)))

Прощай природный (естественный) иммунитет, здравствуй биоробот на таблетках.

10. » #1 написал: Янтарный (11 августа 2011 14:53)