Важнейшая находка на самом деле не стала для исследователей неожиданностью, хотя сделали ее и случайно. Историки хорошо знали, что под современной площадью Ралльеман, построенной во время Французской революции, находятся остатки более древних сооружений. И что для того, чтобы создать площадь, французы снесли три церкви (Сен-Пьер, Сен-Морис и Сен-Мэнбеф). Кроме того, было известно, что какую-то часть современной площади должны занимать древние погребения. Потому что в IV веке на этом месте, тогда бывшем границей древнего города, стоял собор Сен-Морий, в котором хоронили епископов Анжера.

Первые раскопки сакрального места

династия Меровинги - Первая французская династия, которая правила с V по VIII век. До этого Галлия была римской провинцией. Меровинги происходят из салических франков, которые обосновались в районе современных городов Камбре и Турне. Династическое имя восходит к легендарному франкскому королю Меровею. Первый реально существовавший король из этой династии – Хлодвиг, правивший примерно с 481 по 511 год.

В 1868 году проводились работы в восточной части площади. Археолог Арман Парро (Armand Parrot) смог идентифицировать сооружения, которые стояли на этом месте около 1000 лет. Еще тогда археологи обнаружили множество захоронений – одни останки лежали в земле, другие покоились в саркофагах из сланцевых пород или из ракушечного известняка. В начале 1950−х годов архитектор Анри Ангеар (Henri Enguehard) обнаружил захоронения перед так называемыми Новыми галереями (сегодня на этом месте располагаются Галереи Лафайет).

 

В 1971 году в результате строительства подземной парковки многие археологические находки оказались серьезно поврежденными. Особенно пострадали руины церкви Сен-Пьер, которая считается самой древней из трех находившихся на этом месте, и неф церкви Сен-Морий. Тогда ученые очень бегло изучили останки церкви и древнего кладбища – составили план собора и нашли несколько могил. Эти спасательные раскопки, которые длились всего две недели, позволили также сохранить некоторые античные находки, которые относятся к временам правления Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 19 г. н. э.).

25 саркофагов

В 2008 году, когда на месте площади началось строительство трамвайной линии, рабочие случайно наткнулись на три саркофага. К анализу находок сразу приступили археологи из Национального института превентивной археологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP). Они уже работали в это время в Анжере – двумя месяцами ранее проводили раскопки церкви Сен-Мэнбеф на улице Альзас, разрушенной в XIX веке, а также прилегающих к ней захоронений. По результатам первого осмотра на площади Ралльеман было решено провести превентивные раскопки.

 

Они начались осенью 2008 года и длились 2 месяца. Площадь исследуемого участка составила около 100 м2.

 

Археологи во главе с Элоди Кабо (Elodie Cabot) обнаружили 43 захоронения, из которых 25 оказались саркофагами, 15 – каменными гробами из сланцевых пород и 3 — деревянными гробами. Они располагались по обе стороны от стен нефа церкви Сен-Морий примерно в районе хоров. Различные типы захоронений свидетельствуют о том, что это место для погребений использовалось довольно долго – и до, и после строительства собора.

 

Кроме распространенной в те времена римской монеты, найденной в саркофаге ребенка, какие-либо другие данные для датировки отсутствуют. Правда, прямоугольная или трапециевидная форма саркофагов и материалы, из которых они сделаны, позволяют предположить, что они относятся к периоду IV-VIII вв. Саркофаги сделаны из туринского известняка – скорее всего, при их изготовлении использовались античные блоки (IV-V вв.). А ракушечник обычно брали с разработок карьеров в современном департаменте Мен-и-Луара в коммуне Дуэ-ля-Фонтэн (VII-VIII вв.).

 

В некоторых саркофагах лежит только один человек, однако есть и такие, в которые подзахоронялись другие люди. Такая практика в основном коснулась саркофагов небольшого размера (70 на 155 см). Например, в саркофаге № 19 археологи определили более 20 детских останков. Для подзахоронений требовалось постоянно вскрывать могилы. То есть доступ к саркофагам должен был быть в то время максимально простым.

Поиски святого Мория

Крышка саркофага № 16 по углам украшена прямоугольными узорами. Сначала историки предположили, что этот саркофаг принадлежал святому Морию. Но когда его открыли, в нем оказались хорошо сохранившийся скелет молодого человека. Из письменных источников историки знают, что останки святого Мория перезахоронялись в VIII веке.

 

То есть его скелет тревожили, поэтому кости должны были быть разбросаны по саркофагу. Так что эти останки не могут принадлежать святому. Размер (72 на 210 см) и положение саркофага указывают, что здесь мог быть захоронен представитель городской знати.

 

Репутация святого Мория, четвертого епископа Анжера, может объяснить большое количество захоронений детей, особенно умерших в младенчестве. Святой Морий прославился тем, что воскресил семилетнего ребенка, умершего до конфирмации. После этого ребенок получил имя Рене (что означает «рожденный во второй раз»), а когда вырос, то занял место своего спасителя, став епископом Рене. Спустя долгое время после этого чуда верующие стали хоронить своих детей именно на этом кладбище, под защитой знаменитого святого.

Загадки площади Ралльеман

После последних находок у французских историков сформировались различные гипотезы по поводу расположения и размеров собора Сен-Морий. Антропологи пока еще только изучают найденные кости, но первые результаты их исследований свидетельствуют о том, что индивидуальные захоронения составляют здесь часть родовых погребений. Различные семейства владели определенными участками на этой земле, где и хоронили своих родственников. Во всяком случае, это касается захоронений взрослых людей.

 

С другой стороны, у археологов возникло ощущение, что некоторые захоронения относятся к периоду до строительства церкви (напомним, ее возвели в V веке, когда епископом Анжера стал Морий). В этой части города находилось большое количество церквей, это была сакральная территория, но историки пока не могут ответить на вопрос – появилась ли эта погребальная традиция в конце античности или же в начале средневековья? Археологи надеются, что дальнейшие раскопки и исследования дадут ответ на вопрос, почему именно здесь стояло такое количество церквей и соборов.