16 марта в 2.43 по московскому времени с космодрома на мысе Канаверал стартовала миссия STS-119. Космический челнок Discovery повез к Международной космической станции пару солнечных батарей, которые завершат формирование энергосистемы станции.


Смена третьего

 

Экипаж Discovery составляет семь человек. Командир Ли Аршамбо (Lee Archambault), пилот — Тони Антонелли (Tony Antonelli). Четверо специалистов миссии – Джозеф Акаба (Jozeph Acaba), Стив Свенсон (Steve Swanson), Ричард Арнольд (Richard Arnold) и Джон Филипс (John Phillips) – займутся выгрузкой сегмента МКС из грузового отсека, установкой его на станцию и отладкой его работы.

 

Седьмой же член команды останется на МКС в качестве бортинженера в помощь Майклу Финке и Юрию Лончакову. Сотрудник японского космического агентства (JAXA) Коичи Ваката (Koichi Wakata) заменит на борту астронавта NASA Сандру Магнус (Sandra Magnus). Поэтому, помимо основных работ на МКС за время пребывания экипажа шаттла придется провести еще одну любопытную операцию. С челнока на космический корабль «Союз» придется перенести кресло-ложемент, сделанное «по фигуре» японца, а ложемент Сандры Магнус убрать на Discovery.

 

Несмотря на то, что и возвращаться на Землю Ваката будет челноком (миссия STS-127), всегда остается вероятность срочной эвакуации экипажа МКС на Землю. И в этом случае космонавтам придется воспользоваться кораблем спасения «Союз». Именно для этого «крайнего случая» и нужно, чтобы на «Союзе» стояли кресла, предохраняющие от перегрузок всех потенциальных пассажиров.

 

Хотя кроме работы на МКС, других заданий у экипажа нет, стыковка произойдет не сразу.


Безопасность


После потери шаттла Columbia меры безопасности в NASA постепенно принимают параноидальную форму. Впрочем, в случае с шаттлами это оправданно. Сами челноки очень изношены, а опасностей в космосе становится все больше – недавняя катастрофа двух спутников с образованием массы осколков тому подтверждение. Поэтому, во-первых, при первом призраке неполадок (именно призраке, а не признаке) запуск откладывают. За последние несколько лет не было ни одного запуска, удавшегося с первого раза. Запуск Discovery тоже переносился раз пять. Последний раз старт перенесли 12 марта, когда во время заправки топливного бака из него потек водород. По словам инженеров, неисправность они устранили, заменив сразу несколько деталей, однако точную причину утечки пока не нашли.

 

Во-вторых, сразу после вывода на орбиту следует обязательный «медосмотр» — при помощи камеры, установленной на «руке»-манипуляторе шаттла, внимательно осматривают керамические термозащитные плитки на обшивке. Потом, уже перед самой стыковкой, челноку устраивают фотосессию с борта МКС: постоянный экипаж станции фотографирует обшивку шаттла обыкновенной «зеркалкой» с телеобъективом. Фотографии отсылают на Землю, где их изучают на предмет поиска дефектов обшивки специальная команда. Потом осмотр челнока повторяется и перед посадкой.

 

Именно из-за этих мер безопасности стыковка с МКС запланирована лишь на третий день полета.


Полезный груз


Основная задача миссии STS-119 — последнюю специальную ферменную конструкцию Starboard 6 с парой солнечных батарей. Установка S6, как ее называют сокращенно – это знак того, что отныне МКС вырабатывает достаточно электроэнергии для того, чтобы полностью обеспечить работу и жизнедеятельность постоянного экипажа в расширенном составе из шести человек.

 

Установить солнечные батареи не так просто. Для того, чтобы проделать сложные манипуляции с почти 15−метровой конструкцией весом более 10 тонн придется задействовать руку-манипулятор самого шаттла, манипулятор МКС Canadarm и произвести четыре выхода в космос.

 

Десять дней астронавты пробудут на МКС, а через два дня после расстыковки запланировано возвращение астронавтов на Землю.