Ученые из израильского Управления по делам древности раскопали неподалеку от поселка Нес-Харим в центральной части страны византийскую церковь с хорошо сохранившимся мозаичным полом и посвятительной надписью. Об этом сообщает пресс-служба управления.
«Место раскопок было окружено небольшой дубовой рощей. Неподалеку от руин самой церкви располагались участки земли, которые обрабатывались фермерами из ближайшего поселка. Во время предварительного обследования объекта нам удалось обнаружить множество обломков византийской керамики и тысячи фрагментов каменных мозаик. Все эти находки были сделаны на уровне дневной поверхности», — говорит руководитель команды археологов Эйн Мор.
Тщательно выбрав место для пробного шурфа, ученые начали раскопки.
Им необыкновенно повезло. Израильские специалисты смогли попасть точно в центр комплекса, который располагался на склоне холма. Во время первого сезона работ в ноябре 2008 года археологи вывели на поверхность земли нартекс христианского храма. Вход в церковь был покрыт ковром разноцветной мозаики, изображающей растения и цветы. Такие украшения были типичны даже для провинциальных византийских церквей. Однако ученые не долго любовались переливами каменных узоров. Проникнув на объект, неизвестные вандалы уничтожили творение древних мастеров.
Помимо мозаики археологи обнаружили рядом с церковью огромный пресс для вина. Обработанные емкости для отстаивания виноградного сока были сооружены сразу на двух уровнях, что позволяло обеспечить лучшее качество конечного продукта. Подобные хранилища часто встречаются в христианских монастырях и храмах Палестины. В древности в них хранили и производили вино, которое использовалось священниками при богослужении.
Настоящей сенсацией стало обнаружение на полу одного из помещений, примыкающих к церкви, надписи на древнегреческом языке. Она посвящена Иисусу и Деве Марии и высечена от имени Антония и Феодосии. В надписи также упомянуты имена св. Федора и некоего Стефана. Судя по титулу Феодосии, заказчики мозаики происходили из семьи византийских аристократов, которые, возможно, проживали в этом районе империи. В других помещениях храма археологи раскопали остатки мозаичного орнамента, который был поврежден в более позднее время.
Согласно предположениям археологов, церковный комплекс был построен в VI веке нашей эры и пришел в упадок в VII веке после завоевания этого региона арабами.
Палестина Византийская
С момента разделения Римской империи на Восточную и Западную в 395 году весь Ближний Восток вошел в состав Восточной империи, которую историки по традиции называют Византией. В период первых веков существования этого государства в провинции все было относительно спокойно. Великое переселение народов Палестину практически не затронуло. Борьба Византии с ее основным противником – иранской империей Сасанидов – протекала в регионах к востоку и югу от Иерусалима и прилегающих к нему районов.
Облик Палестины резко изменился с приходом христианства. В правление императора Константина и его последователей некогда гонимая религия начинает приобретать в регионе все большее и большее значение. Паломники из Западной и Южной Европы тратят долгие месяцы, чтобы добраться до Иерусалима и прикоснуться к реликвиям, которые помнят самого Христа. Несмотря на резкое противодействие иудейского большинства, местное население также постепенно обращается в христианство. В сухом и резком климате возникает множество монастырей и храмов, некоторые из которых дожили до наших дней.
В начале VI — VII веке нашей эры ситуация резко меняется. Ослабленная внутренней борьбой, империя ромеев не в состоянии противостоять восточному противнику. Союзники персов – арабы – усиливают свои опустошительные набеги, доходя до Иерусалима. Борьба иранцев против христиан встречает поддержку еврейского населения Палестины. В 614 году шах Хосров Сасанид разорил Палестину, взял Иерусалим и передал город под управление иудейской общины. Навстречу ему двинулся византийский император Ираклий. В 625 году ромеи разбили персов в нескольких сражениях. Иудеи отреклись от персов в обмен на амнистию, которую византийцы, впрочем, не спешили проводить.