» » » Темная материя вдруг засияла?

Темная материя вдруг засияла?

4-05-2011, 09:27 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (6) | просмотров: (3 238)

Как утверждают физики-теоретики из Национальной лаборатории Ферми — Дэн Хупер и Тим Линден, — темная материя в центре нашей Галактики активно аннигилирует. Этим, по мнению ученых, объясняются явления, зафиксированные космическими телескопами "Ферми" и WMAP: мощный поток гамма-лучей, идущий из центра Галактики, и туманное сияние вокруг него.

Темной материей в астрономии и космологии называют гипотетическую форму материи, которая составляет около 80 процентов массы Вселенной. Она не испускает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним. Поэтому ее невозможно наблюдать. Но присутствие темной материи можно обнаружить по создаваемым ею гравитационным эффектам. Если когда-нибудь темная материя будет найдена, это поможет решить проблему скрытой массы и позволит объяснить, например, феномен аномально быстрого вращения внешних областей галактик.

Как полагают исследователи, темная материя состоит из так называемых вимпов. Термин "вимп" (от английского WIMP — Weakly Interacting Massive Particle) фактически переводится как "слабовзаимодействующая массивная частица". В основном он используется только специалистами. Предполагается, что из четырех физических фундаментальных взаимодействий для вимпов характерны только слабое ядерное и гравитационное. Поэтому реликтовые вимпы (то есть появившиеся вскоре после Большого взрыва) очень сложно обнаружить экспериментальным путем. Масса вимпов как минимум в десятки раз превосходит массу протона. При этом их движение должно быть хаотическим, средняя скорость в районе Солнца должна составлять около 300 километров в секунду…

Есть также предположение, что именно вимпы порождают такой вид свечения в нашей Галактике, как сферическое гало. Идеальные кандидаты на роль вимпов — легчайшие суперсимметричные частицы (нейтралино).

Встретившись друг с другом, вимпы, по идее, должны аннигилировать, считают Линден и Хупер. В результате процесса аннигиляции — превращения частиц в античастицы — вимпы трансформируются в фотоны. Именно они и порождают излучение, которое "поймал" телескоп "Ферми".

Кроме того, процесс сопровождается испусканием большого числа электронов и позитронов, которые, взаимодействуя с магнитным полем Галактики, тоже начинают излучать. Смоделировав процесс формирования этого излучения на компьютере, ученые обнаружили, что его спектр практически совпадает с туманным "облаком", окутывающим галактический центр.

Надо сказать, что гипотеза, выдвинутая Хупером и Линденом, отнюдь не была принята их коллегами на ура. Дело в том, что центр Галактики пока еще недостаточно изучен, как и галактическое магнитное поле, поэтому сложно судить о том, каким образом аннигиляция темной материи может воздействовать на происходящие там процессы. Пресловутые вимпы, на допуске существования которых построена теория Хупера — Линдена, тоже стали предметом ожесточенной дискуссии. В частности, у физиков вызывает сомнения их предполагаемая масса — семь гигаэлектронвольт, которую Хупер и Линден использовали при расчетах.

К тому же, недавний проект XENON100 потерпел неудачу. Предполагалось, что в ходе эксперимента атомы ксенона должны вступить во взаимодействие с вимпами (если те действительно существуют). Однако никаких доказательств этого организаторы исследования так и не зафиксировали.

Тем не менее, Линден и Хупер не отступаются от своих предположений. Как заявил Хупер, свойства атомов ксенона таковы, что следы взаимодействия вимпов с его ядрами просто-напросто невозможно обнаружить современными средствами.

Есть шанс зафиксировать их при помощи ядерных детекторов, хорошо защищенных от внешних помех. Достичь этого можно, например, разместив детектор глубоко под землей, сделав его недосягаемым для космического излучения. Хотя это все-таки не единственная возможность. Если предположить, что небольшое количество вимпов остается в гравитационном поле Солнца, постепенно создавая концентрацию, достаточную для того, чтобы начать аннигилировать друг с другом, то этот процесс может породить высокоэнергичные нейтрино, которые беспрепятственно покинут центр Солнца и могут быть зарегистрированы наземным детектором. Точно так же можно "вычислить" захваченные гравитацией вимпы, аннигилирующие в центре Земли или в ядре Галактики.

Хупер и Линден полагают, что косвенных аргументов в пользу существования вимпов уже предостаточно и рано или поздно выдвинутая ими гипотеза будет подтверждена.

Ирина Шлионская

Источник: pravda.ru.

1. » #6 написал: unpas (30 июня 2011 00:00)

Вспоминается, лет пятьсот тому назад активно обсуждалось сколько ангелов уместится на кончике иглы. Нынешняя физика бодро идет по тому же пути. Ведь весь прошлый век как все происходило?

Физическая реальность подкидывала совершенно невероятные факты и тут же орава умников с дипломами предлагала объяснения этим фактам.
    Нейтироно-то хотя бы нашли? Что-то не уверен.
    Больше всего умиляет, что совершенно гипотетические предположения заявляются как безусловно верные.
     Это вам и Большой взрыв, и нейтрино, и поле электронов с отрицательными энергиями (Дирак). Всего и не перечислишь!
    Темная материя\энергия - в том же ряду. А чё не пофантазировать за хорошую зарплату?

2. » #5 написал: Iva (5 мая 2011 01:01)

Цитата: gopman

Я ровно то же самое написала.
    Цитата: Iva
     И тут также: не имеют средств измерения. Не проявляет себя темная материя в световом диапазоне, инфракрасном или ультрафиолетовом. Поэтому как отсутствие света - есть тьма, так и материя неуловимая - есть темная.

:) интерферения это пример.

Название этого термина построено по принципу "тьма - отсутствие света" именно поэтому и используется слово "темная".

И тут "Ура! Она светится"  wink

3. » #4 написал: gopman (4 мая 2011 22:27)

Цитата: Iva
    Я думаю, все пошло от интерференции света, есть белый свет, черного света нет (это отсутствие света).

Попробуем пролить свет на это темное дело. Вообще интерференция тут в принципе не причем. Вся проблема в том, что темная материя взаимодействует с окружающими телами только гравитационно и уж с электромагнитным излучением, а таковым является свет, не взаимодействует вообще. Если говорить обыденным языком то для света темная материя абсолютно прозрачна. Поэтому ее увидеть не представляется возможным. Повторю, ее можно обнаружить только по гравитациооному взаимодействию, а оно является самым слабым из всех. Поэтому и существуют проблемы с ее экспериментальным обнаружением.
     А Iva спасибо за попытку объяснения этого факта.

4. » #3 написал: Iva (4 мая 2011 21:20)

Цитата: boyar

Темноту невозможно измерить. Можно измерить и уловить только освещенность, а это уже тьмой в полном смысле слова не является.

Как-то так я понимаю. :)

5. » #2 написал: boyar (4 мая 2011 20:28)

То что она существует, это ясно. Не понятно только почему ее называют чёрной, если сушествующие приборы её не могут фиксировать.

6. » #1 написал: geoman (4 мая 2011 11:13)

"Темная материя" однозначно существует.