Думаете, только банальными «Москвичами» да «Волгами» ограничивался столичный трафик времен СССР? Конечно, в наши дни в Москве кого только не встретишь — от древнейшего «Мерса» в идеальном состоянии до современного Chevrolet Corvette, — но и полвека назад на столичных дорогах хватало диковинных автомобилей. Как вам отряд Tatra на службе у милиции или карьерный «БелАЗ», мирно прогуливающийся по проспекту Мира? Не верите? Тогда смотрите нашу подборку редких фотографий.
БелАЗ-540
Кстати, о птичках: как вам эта? Да, перед нами далеко не самый большой карьерный «белорус», но соседям по потоку, встретившим 540-й в районе ВДНХ, и этого хватило. Впечатлений от громилы по подмышки! А как иначе, ведь под капотом дюжина цилиндров, общий объем мотора 22,3 (!) литра, грузоподъемность 27 тонн с небольшим. На этой детине стояла пневматическая подвеска, как у Range Rover, максималка равнялась 55 км/ч, при этом самосвал запросто уплетал под 100 литров на 100 километров пробега. В середине прошлого века 540-й стал воплощением всего самого современного и новаторского.
Tatra T613
Для решения рядовых вопросов в милиции служили ничем не выдающиеся «Волги» да «Жигули». Вопросы куда более серьезные решали совсем другие автомобили, вроде Tatra. Инструментарий у них был даже по нашим временам впечатляющий: 3,5-литровый V-образный движок, заднемоторная компоновка, развесовка по осям чуть ли не гоночная (45/55), скрупулезная ручная чешская сборка и нарядный внешний вид. Ни единого шанса уйти от погони. Кстати, кто разглядел Mercedes-Benz S-Klasse в кузове W116? Тоже не типичный автомобиль для советских милиционеров.
Mercedes-Benz 230 W143
Настоящий трофей. В послевоенные годы подобные аппараты частенько всплывали в разных городах и весях Советов. Конечно, возраст и эксплуатация в наших условиях не щадили никого. Взгляните на этот «Мерс» у Центрального Детского Мира на Лубянке (ныне Центральный детский магазин). Спустя тридцать лет после войны его успели как следует «околхозить»: появился багажник, «зубастая» резина Я101 от ГАЗ-69, чудаковатый капот и битые крылья. Русская смекалка отлично компенсировала отсутствие каких-либо запчастей. А ведь именно на таком «Мерсе» рассекал знаменитый на весь Союз разведчик. Да, никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу.
ГАЗ-13 «Чайка»
Говорят, молния дважды не бьет в одно и то же место, но мы-то знаем, что это не так. Появление «Чайки» на дороге уже яркое событие, а если «Чаек» две, то это уже фейерверк какой-то. Вот пара лимузинов напротив магазина «Мелодия», что на нынешнем Новом Арбате, между ними можно загадать с десяток желаний. В отличие от ЗИМа, который чисто теоретически мог купить простой советский товарищ, ГАЗ-13 «Чайка» мало того, что не была товаром народного потребления, таки вовсе не имела ценника. Автомобили полагались только высшей номенклатуре, подавались иностранным гостям госуровня и служили в посольствах СССР за пределами страны. Разве что в середине 1970-х их можно было арендовать в гостинице «Интурист» как свадебный лимузин. Видите белые ленточки на дверях?
Москвич-422 «вуди»
Сегодня это уникальный и чертовски красивый тип кузова, редкий и стремительно исчезающий вид. Но что сейчас стало предметом роскоши и стиля, раньше было не дороже деревянного овощного ящика — банальный фургон. Дерево тут используется из экономии: в середине прошлого века плотником был каждый первый, да и дерево не самый дорогой материал. Производство штампов для автомобилестроения считалось затратным и хлопотным занятием. Было несколько моделей с кузовом woody, но самым массовым считается вот этот «Москвич». Увы, в силу особенностей устройства и эксплуатации деревянных 422-х, кузова их приходили в негодность быстро. Для автоколонны, где фургону пару раз поменяли деревяшки, а потом и вовсе списывали – это расходный материал. Но для истории сущая трагедия: найти в наши дни живого представителя этого семейства нереально.
Ikarus 280T
Все московские мальчишки в конце 1980-х обожали кататься на этих редчайших троллейбусах. С виду вроде обычный венгерский Ikarus, но с токоприемником. Как бы автобус но не совсем, или троллейбус с автобусным лицом. На московских улицах этот редкий зверь не прижился, Ikarus 280T быстро списали за ненадобностью. Кстати, последним венгерским троллейбусом, который порезали на мусор, оказался первый, который в 1988 году поступил на службу в Филевский автобусно-троллейбусный парк. Иногда московские автоколонны передавали эти троллейбусы по наследству в Вологду и Тверь, где у них начиналась вторая жизнь.
ГАЗ-51 «рекламный автофургон»
Сейчас рекламные автомобили красят и оклеивают винилом как душе будет угодно, а в середине прошлого века вышел официальный приказ Минторга СССР «О состоянии торговой рекламы и мероприятиях по ее улучшению». Строгий, как и все в Советском Союзе, документ стандартизировал декоративное оформление бортов грузовых автомобилей, что привело к появлению вот такой вот «наружки» с лозунгами, но без адресов и телефонов. Между прочим, за внедрение подобного оформления его разработчикам был присужден диплом второй степени. «Пейте минеральные воды источников СССР», «Обедайте в ресторанах, цены снижены», «Для смягчения и питания кожи лица рекомендуются кремы» — все это творчество бережно отрисовывалось штатными художниками автоколонн в огромном количестве.
ГАЗ-21 пикап
Из отслужившей свое в таксопарке «Волги» можно много чего сделать. Хозяйственную бытовку, небольшой склад, сарай на даче, клумбу. А можно сварганить пикап для технических нужд автоколонны. Подобным промышляли сразу несколько авторемонтных мастерских и не только в столице. Московкие работяги автогеном срезали с седана крышу, кое-как заваривали задние двери, делали откидной борт и красили все это хозяйство кисточкой. Причем, колер был всегда один — коричневый, чтоб не видно было постоянно проступающую ржавчину. Автомобили-то списанные. На рижском авторемонтном предприятии к процессу подходили иначе. Литовцы полностью отрезали заднюю часть кузова у 21-й «Волги», а на ее место ставили заранее подготовленный фургон на котором даже выштамповки были.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+