» » » Неандертальцы: приматы и художники

Неандертальцы: приматы и художники

7-08-2021, 10:43 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: cosm | комментариев: (0) | просмотров: (1 189)
За последние годы представления о давно вымерших родственниках резко переменились. Неандертальцы, еще недавно казавшиеся бессловесными и угрюмыми полуобезъянами, оказались умелыми мастерами, лекарями и даже художниками. Итак, что же они умели?
©Stiftung Neanderthal Museum

Всего несколько десятилетий назад развитие нашего вида выглядело почти линейной последовательностью событий. Примитивного человека прямоходящего сменили неандертальцы, а их, в свою очередь – более «совершенные» сапиенсы. Считалось, что неандертальцы не могли говорить, испытывали проблемы с абстрактным мышлением, не знали искусства и метательного оружия. На этом фоне наши прямые предки Homo sapiens смотрелись очень выгодно: как общительные, рисующие, вооруженные копьями и стрелами, и в целом весьма разумные. Однако череда недавних открытий расстроила эту приятную картину. Похоже, что неандертальцы вовсе не были теми дикими полуживотными, какими обычно их изображает «пропаганда сапиенсов».

Об этом говорит и статья, вышедшая на днях в журнале PNAS. Ее авторы рассмотрели красные линии, которые были замечены на стенах пещеры Де-Ардалес в Испании еще в 1921 г. Выяснилось, что полосы пигмента не могли появиться в результате естественных биологических и геологических процессов. Они были оставлены кусками богатых железом пород, которых нет ни в пещере, ни в ее окрестностях. А уран-ториевая датировка показала, что возраст линий составляет от 45 до 66 тыс. лет – время, когда в местных горах обитали лишь неандертальцы.

Получается, что они целенаправленно подобрали красные железосодержащие минералы и принесли их в пещеру, чтобы рисовать. Прежде никому и в голову не приходило, что эти «полулюди» способны к чему-либо подобному. Отношение к неандертальцам и их умственным способностям изменилось лишь в конце прошлого века. А начало этим переменам положили находки, сделанные совсем в другой пещере.

Забота о живых и мертвых

На рубеже 1950-1960 гг. американские археологи, работавшие в пещере Шанидар в Ираке, раскопали останки девяти неандертальцев. Особенное внимание привлек скелет Шанидар-1, принадлежавший особи весьма приличного возраста (40-50 лет) и сильно потрепанной. Мужчина еще при жизни потерял часть правой руки, а с левой стороны черепа сохранились трещины от жестокого удара, в результате которого он, скорее всего, ослеп на левый глаз. Костные шпоры в ушных каналах – «ухо серфингиста», которое развивается из-за частого попадания внутрь холодной воды и ветра – ослабили его слух, а не лучшим образом сросшиеся переломы ног затрудняли ходьбу.

Иначе говоря, неандерталец Нэнди, как назвали его археологи, был хром, одноглаз и однорук. Исключено, чтобы он смог самостоятельно восстановиться после подобных травм – между тем, его раны зажили, и он прожил еще немало лет. Очевидно, что за ним присматривали и ухаживали, что может указывать на существование альтруизма и других черт поведения, которые обычно приписывают лишь современными людям. А скелет Шанидар-2 был найден с горсткой камней (кремнистый сланец), из которых часть уже обработана, но ни один не несет никаких следов использования. Тут же обнаружились следы большого костра подходящего возраста – все указывает на ритуальное сожжение трупа вместе с погребальным инвентарем, необходимым для жизни в загробном мире.

Вернемся в Испанию и обратимся к останкам неандертальцев, которые около 49 тыс. лет назад жили в пещере Эль-Сидрон и были найдены в 1994 г. Среди них ученые обнаружили молодого мужчину со следами абсцесса в ротовой полости. Анализ следов ДНК на его зубах показал, что он употреблял части тополя; растение это несъедобно, однако его кора и листья содержат салициловую кислоту — действующее вещество аспирина. Более того, на зубах неандертальца нашлись и следы грибков Penicillium, производящих одноименный антибиотик. Если это так, то «неандертальский след» в истории антибиотиков намного старше, чем наш собственный. подобное использование целебных грибков у сапиенсов известно из куда более поздних примеров Древнего Египта, Индии и Греции.

Smithsonian Institution
На черепе скелета Шанидар-1 («Нэнди») видны повреждения левой скулы, затронувшие глазницу. Нижняя часть правой плечевой кости отсутствует, указывая на возможную травматическую ампутацию

Огонь и пища неандертальцев

На некоторых небольших неандертальских рубилах можно заметить царапины, оставленные регулярными ударами о пирит – железосодержащий минерал, позволяющий высекать искры. По-видимому, эти инструменты играли роль огнива и позволяли добывать огонь в нужный момент. Стоит заметить, что некоторые племена Тасмании не применяли такую технологию вплоть до XIX века и по древнейшей традиции сапиенсов переносили с места на место угли.

По-видимому, неандертальцы умели управляться с огнем даже лучше, чем их современники-сапиенсы. В останках их кострищ обнаруживаются следы диоксида марганца, которые долгое время оставались загадкой для ученых. Предполагалось, что его использовали в качестве черного красителя, хотя казалось бы, для этого достаточно взять просто уголь из того же костра. Однако проведенные в 2018 г. эксперименты показали, что в контакте с марганцевым порошком древесина загорается при намного более низкой температуре.

Нагреваясь, диоксид превращается в Mn3O4, и высвободившийся свободный кислород легче вступает в реакцию, запуская горение уже при 250 °С. При этом пламя может сохраняться даже при очень низких температурах, позволяя разжигать довольно сырую древесину. Такая возможность могла быть особенно ценной в Европе неандертальской эпохи. В условиях ледникового периода рост деревьев угнетался, а вот многие травы чувствовали себя неплохо, образуя пространство тундростепи. Древесное топливо здесь было не так доступно, как в будущие более теплые времена. Умение зажигать его «с одной искры», даже при сыроватой древесине, могло быть крайне важным для выживания.

А уж шампуры для жарки мяса были знакомы, видимо, еще предкам неандертальцев, гейдельбергским людям. Как правило, деревянные артефакты не сохраняются столь долгое время. Однако археологам, работавшим в буроугольном карьере близ германского Шёнингена, повезло найти такие образцы возрастом целых 300 тыс. лет. Некоторые деревянные палочки ни по размерам, ни по массе на оружие не тянут, зато носят следы жареного мяса

Копья и флейты неандертальцев

В девятом ребре скелета Шанидар-3 сохранилась небольшая рана от попадания заостренного орудия – вероятнее всего, наконечника дротика или даже стрелы. В 1960-х считалось, что метательное орудие слишком сложно для неандертальцев. К тому же, в ту эпоху (50-70 тыс. лет назад) на территории нынешнего Ирака могли находиться не только они, но и сапиенсы. Поэтому ученые предположили, что травму наставили они, в рамках сурового соперничества видов рода Homo.

А в шёнингенской шахте нашлись и заостренные еловые палки, сбалансированные за счет чуть более толстой передней трети, что весьма характерно для метательных копий (включая современные спортивные). Рядом обнаруживаются и останки лошадей (тогда еще, конечно, диких); убить столь крупное животное копьем без каменного наконечника крайне сложно. Поэтому многие народы применяли для крупной дичи копьеметалки, и похожий на копьеметалку фрагмент действительно обнаружили под Шёнингеном. Метательное копье, брошенное рукой, сложно разогнать быстрее 20 м/с; копьеметалка придает ему скорость в 40 м/с, позволяя справиться даже с лошадью.

UCL Institute of Archaeology
Одно из Шёнингенских копий; возраст более 300 тыс. лет

Необычный обломок бедренной кости пещерного медведя был найден в середине 1990-х в словенской пещере Дивье Бабе. На кости видны два отверстия правильной формы, а внутренняя поверхность содержит следы обработки – чистки костного мозга. Артефакт датирован возрастом более 43 тыс. лет, и некоторые ученые считают, что следы на нем оставили гиены, обгладывавшие кости. Несмотря на видимое сходство с флейтой, трудно поверить, что и музыка могла быть по плечу неандертальцам (кроманьонцев в этих местах тогда еще не было).

Однако сравнив образец со схожими находками, можно прийти к выводу, что гиены вряд ли могли оставить столь ровные отверстия. Пробить медвежью кость зубами вообще непросто, а сделать это симметрично в двух местах, используя зубы одинакового размера, – еще сложнее. Кроме того, трудно представить, как гиена могла бы извлечь мозг, не разгрызая кость. Так что вопрос о музыкальности неандертальцев остается открытым.

Archaeological Park Divje babe
«Флейта» из Дивье Бабе – возможно, древнейший музыкальный инструмент

В пещере Брюникель – уже во Франции – можно увидеть необычную группу сталагмитов. Они расположены неровным кругом, в центре которого сохранились следы кострища – множество обгоревших оленьих костей, датированных возрастом почти 177 тыс. лет. Такое построение напоминает жертвенный алтарь, на котором происходило сожжение жертвенного животного, и именно так интерпретируют находку из Брюникеля многие ученые; если это так, то неандертальцы могли иметь и определенные религиозные представления.

Стоит добавить, что даже примитивная мифология и религия — это довольно сложный набор идей. В той или иной форме она есть у всех известных групп древних людей, но ее наличие у неандертальцев — это совсем другой вопрос. Ведь религиозные представления, неизбежно требует абстрактного мышления. И почти наверняка – речь. Но что еще удивительнее, многие типичные неандертальские орудия обнаруживаются на средиземноморских островах – Закинфе, Сардинии и других (находки на Крите все еще дебатируются). Сухопутного пути на эти острова не существовало даже во время глубокого оледенения Европы. Получается, что неандертальцы знали даже мореплавание?..

Jacques Jaubert et al., 2016
Снимок круга сталагмитов в пещере Брюникель и схема их расположения

Получается,  неандертальцы были достаточно развиты, чтобы заботиться об увечных, лечиться полезными растениями и плесенью, рисовать, пользоваться сложными средства для розжига костров. Возможно даже, что они знали музыку и метательное оружие, имели религию и мореплавание. Все это настолько не клеится с образом примитивных двоюродных братьев, что генетический след неандертальцев, не так давно обнаруженный у подавляющего большинства жителей Земли, уже не кажется чем-то удивительным. Два близких вида сравнимого уровня развития вполне могли скрещиваться.

Действительно загадочным остается совсем другое. Если неандертальцы были настолько «продвинутыми», то как наши предки, едва выйдя из Африки, смогли вытеснить этих коренных обитателей Европы и Азии? Загадка усугубляется тем, что пик численности европейских неандертальцев пришелся на время около 43 тыс. лет назад, как раз перед появлением человека разумного. В чем же состояло ключевое преимущество наших непосредственных предков, которым не обладали неандертальцы? Вряд ли это был недостаток технологий или культурного развития.

Источник: www.popmech.ru.