Все уже не раз слышали, что плавание помогает бороться со стрессом, улучшает иммунитет, память, когнитивные функции и, в конце концов, настроение. Также плавание помогает восстанавливать повреждения нейронных связей в мозге и налаживать новые. Ученые пока не понимают, почему именно этот спорт так влияет на мозг, но открывают все больше пользы от занятий в бассейне.
Как в песне поется — «Запишу своё сердце на секцию плавания, Оно же слабое». Это действительно хороший совет
Помните такое крылатое выражение «нервные клетки не восстанавливаются»? До 1960-х ученые и правда считали, что количество нейронов и синаптических связей в человеческом мозгу ограничено, и повреждаются они один раз и навсегда. Но эту гипотезу опровергли, когда получили явные доказательства рождения нейронов (нейрогенеза) в мозге животных и людей.
Теперь у ученых появляются четкие доказательства того, что плавание и аквааэробика могут способствовать нейрогенезу и играть ключевую роль в восстановлении поврежденых связей. Исследование аргентинских ученых показало, что упражнения в воде повышают уровень белка, называемого нейротрофическим фактором мозга (BDNF). Нейронная пластичность, то есть способность мозга реагировать на изменения, которую стимулирует белок BDNF, улучшает когнитивные (умственные) функции мозга, включая память и способность обучаться. Также ученые обнаружили, что плавание помогло людям справиться с депрессиями и уменьшить беспокойства. А вот пациенты, имеющие проблемы с выработкой BDNF, отметили исследователи из Йельского университета, после купания наоборот чувствуют себя плохо.
Все же занятия в воде способствуют высвобождению определенных химических посредников — нейротрансмиттеров. Одним из них является серотонин, присутствие которого в больших количествах снижает риск развития депрессии и улучшает настроение.
Ученые до конца не могут понять, почему именно плавание делает такой заряд здоровья. В этом виде спорта задействуются все основные группы мышц, сердцу приходится быстрее работать, увеличивая кровоток. Это приводит к созданию новых кровеносных сосудов и выбросу эндорфина — гормона, который действует как естественное обезболивающее. Выброс эндорфина вызывает чувство эйфории, какое часто мы испытываем, отдыхая после занятий в спортзале. Но именно работа мозга волнует ученых.
Большинство исследований проводилось на крысах из-за их генетического и анатомического сходства с людьми. В апреле 2020 тайваньские ученые опубликовали работу, в которой наглядно показали, как плавание стимулирует мозговые пути крыс. Стимуляция подавляет воспаление в гиппокампе и сдерживает гибель клеток. К сожалению, у исследователей нет способа визуализировать этот процесс у людей, но наблюдения показывают аналогичное влияние аквааэробики. Также исследователи обнаружили, что плавание помогает поддерживать жизнь нейронов и уменьшает когнитивные последствия старения — нарушения памяти и внимания.
Другая исследовательская группа из Ньюарка решила проверить положительное воздействие водных процедур на способность детей быстро изучать новые слова. Ученые объясняли детям 6-12 лет названия незнакомых предметов, а затем сравнивали уровень запоминания после кратковременных занятий рисованием, аквааэробикой и простой зарядкой. Точность в словах была намного выше после занятий в воде, а вот после рисования и зарядки дети назвали и объяснили одинаковое количество слов.
Но это не значит, что самые умные пловцы только среди детей и крыс, аналогичные результаты показали пожилые участники одного исследования. Правда ученые просто сравнили когнитивные способности тех, кто постоянно плавает, и тех, кто вообще не посещает бассейн. Первая группа показала высокую скорость мозговых операций и усиленную концентрацию внимания по сравнению со второй. Хотя само погружение в воду не имеет никакого значения, пишут новозеландские ученые в журнале The Physiological Society. Исследователи обнаружили, что 20 минут плавания брассом средней интенсивности улучшает кратковременную память как у «водных» спортсменов, так и у «наземных».
«На протяжении веков люди искали источник молодости. Плавание может быть самым доступным из возможных», — пишет Сина Мэтью доцент кафедры биологии Университета Мэри Хардин-Бэйлор из Техаса.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+