» » » В Подмосковье нашли акул

В Подмосковье нашли акул

3-04-2011, 23:02 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 900)

Ученые забрались в прошлое Земли на 3,5 миллиарда лет

Летопись планеты скрывается у нас под ногами. Слои отложений, уходящие на сотни метров вглубь, — это документальные свидетельства, которые оставила сама природа о миллионах прошедших на Земле лет. Отыскать такие “записи”, расшифровать их и применить с пользой в сегодняшней жизни — задача специалистов — исследователей недр. Корреспондент “МК” встретился с одним из них — профессором геологического факультета МГУ Александром Алексеевым.

— Доводилось слышать мнение, что геология, а уж тем более палеонтология — тупиковые направления науки. Мол, все уже обследовано, все интересные места “раскопаны”…

— Действительно, не осталось в стране мест, где не ступала бы нога геолога. И все-таки работы в нашей области еще непочатый край. Например, в последнее время большое значение придается изучению ископаемых “наноокаменелостей” — остатков древних живых существ и растений размером 2—3 микрона. Их “расшифровка” имеет большое значение для определения возраста отложений, выявления возможных мест залегания полезных ископаемых. А главное, такие микроскопические объекты гораздо вероятнее “зацепить” и извлечь на поверхность при поисковом бурении, чем фрагменты крупных представителей ископаемой флоры и фауны. Сейчас появилось также новое направление научной работы — палеоклиматические реконструкции, когда с помощью анализа (в том числе и изотопного) обнаруженных в недрах палеообъектов удается проследить за изменениями климата в далеком прошлом. Тем самым ученые могут более объективно оценивать нынешние “капризы погоды”.

Хотя описано уже около 300 тысяч различных ископаемых животных и растений, в земных недрах обнаруживаются все новые и новые виды и роды подобных объектов. Теперь ученым удается уже “погружаться” в докембрий, находя следы организмов, которым около 3,5 миллиарда лет. То есть исследованиями палеонтологов охвачено 80—90% длительности существования Земли.

— Один из больных вопросов — сохранение палеонтологических объектов..

— В начале 1990-х разграбление “любителями древностей” и коммерсантами палеонтологических “месторождений” и вывоз за рубеж уникальных остатков древней фауны и флоры приобрели катастрофический характер. Сейчас ситуация значительно лучше, хотя успокаиваться рано. Зарубежные коллекционеры по-прежнему не скупятся, желая приобрести, скажем, череп шерстистого носорога, бивень мамонта или красивые панцири трилобитов… Но по закону любая окаменелость является культурной ценностью, вывозить ее без официального разрешения нельзя.

Увы, есть случаи безответственного отношения к ним со стороны местных властей. В московском регионе ученые выделили четыре яруса каменноугольной системы, своеобразные отметки на геологической шкале времени, которые официально закреплены на международном уровне, — гжельский ярус, касимовский, серпуховский… Именно под Серпуховом находится эталон одного из таких ярусов: там на стенках заброшенного карьера видны слои известняков с многочисленными окаменелостями, позволяющими точно распознавать этот отрезок “глобального времени” Земли. Казалось бы, нужно объявить это место особо охраняемой природной территорией (так и делают во многих других странах), ан нет. По воле районного начальства бывший карьер теперь превращен в свалку бытовых отходов! На этот счет писали серпуховчанам письма из МГУ, из Академии наук… Без толку.

— Какие интересные находки были сделаны в последнее время?

— В Кемеровской области удалось раскопать остатки динозавров мелового периода, а кроме того, скелеты одних из последних в мире динозавров извлекли при раскопках в Приамурье, у Благовещенска. Обнаружены и изучаются окаменелые фрагменты летающих рептилий пермского периода. Их возраст можно оценить в 260 миллионов лет, и это самые древние из ныне известных науке летающих существ. Удалось также обнаружить остатки бактерий и бактериеподобных структур на обломках метеоритов, упавших на Землю… А в Московской области, неподалеку от станции Пески, при обследовании карьера найдены древние карстовые воронки и пещеры, относящиеся к юрскому периоду, а в них — окаменелые зубы динозавров и пресноводных акул, остатки черепах, обитавших в обширных водоемах, плескавшихся здесь около 170 миллионов лет назад.

Редакция “МК” поздравляет всех, кто занимается изучением земных недр, с их профессиональным праздником — Днем геолога.

Источник: mk.ru.