Российские РНК-препараты, изучить перспективы которых в борьбе с распространением коронавируса поручил Минздраву РФ президент России Владимир Путин, могут применяться для борьбы с пандемией, в случае с рядом других заболеваний они уже используются, сообщили ТАСС разработчики препаратов и эксперты отрасли. Однако, сложности для противодействия распространению вируса сегодня создает необходимость проводить длительные клинические испытания, которые в рамках действующего законодательства могут занять десятилетия.
Ученые России и всего мира работают над созданием вакцины от нового коронавируса. В качестве альтернативы традиционным вакцинам, призванным противостоять конкретному возбудителю заболевания, существует ряд препаратов широкого профиля, заблаговременно формирующих высокий иммунитет, способный справиться с различными вирусами, попадающими в организм. Некоторые из таких препаратов уже существуют, однако не используются против коронавируса.
Принцип работы
РНК-вакцины как альтернатива вакцинам традиционным имеют широкий спектр действия и не направлены на борьбу с конкретным заболеванием. Как пояснил ТАСС директор новосибирской компании «НПО СибБиовет», которая занимается производством ветеринарного РНК-препарата «Виталанг-2», Александр Спицын, принцип действия таких веществ основан на природном защитном механизме организма на клеточном уровне. Когда чужеродная РНК (основная составляющая многих вирусов) попадает в клетку организма, она начинает вырабатывать особые белки - интерфероны, повышающие иммунитет и препятствующие размножению этой РНК. Таким образом организм борется с возбудителями множества различных заболеваний.
«Если ввести соответствующую РНК в организм человека, клетки начнут производить белок патогена (возбудителя болезни), его обнаружат клетки иммунной системы и запустят иммунный ответ (защитная реакция организма). Идея заключается в том, чтобы организм сам вырабатывал белки, с которыми связывает формирование защитного механизма», - сообщили ТАСС в петербургском НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева Минздрава РФ.
В институте отметили, что такой подход и до распространения коронавируса считался в мире весьма перспективным, к нему проявляли интерес инвесторы. Нынешняя ситуация только подхлестнула интерес к теме. Так, акции занимающихся исследованиями в этом направлении компаний Moderna и BioNTech на американской бирже Nasdaq, которая специализируется на ценных бумагах высокотехнологичных предприятий, с момента объявления ВОЗ о начале пандемии 12 марта выросли на 50%.
Практическое применение препаратов
В России также проявляют интерес к технологии РНК-вакцин, в том числе на высшем уровне. 20 апреля президент РФ Владимир Путин попросил главу Минздрава страны Михаила Мурашко доложить ему о перспективах использования против коронавируса вакцины широкого спектра действия.
Эксперты отмечают, что у их разработчиков появилась возможность доказать эффективность препаратов такого типа. В случае успеха пандемия коронавируса может стать отправной точкой для создания других вакцин широкого спектра действия в будущем.
В России есть примеры не только разработок, но и производств таких препаратов. Новосибирский Институт химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН инициировал проект по созданию платформы для синтеза мРНК-вакцин (матричная РНК, содержащая информацию о первоначальной структуре белков - прим. ТАСС), которые планируется применять против коронавирусной инфекции. Результатом проекта станет полный комплект ферментов, которые необходимы для синтеза функциональных РНК, способных заставить клетки человека производить заранее заданный белок. Институт уже имеет всю необходимую базу и готов к взаимодействию с вирусологами, которые займутся разработкой и тестированием новых вакцин.
Некоторые подобные препараты уже активно применяются. Например, новосибирский препарат «Виталанг-2», который зарегистрирован как ветеринарный, уже показал высокую эффективность в тестах с восемью вариантами вирусов, включая вирус оспы, герпеса, гриппа и других заболеваний, сообщил его разработчик Александр Спицын.
«Препарат создавался как универсальное противовирусное средство и задействует механизм формирования иммунного ответа, заложенный в нас эволюцией. Через 6 часов после введения препарата уровень интерферона повышается в 9 раз, это позволяет поднять напряженность иммунитета до нужного уровня», - отметил Спицын.
Другой препарат РНК-группы - «Триазавирин», который был разработан учеными Уральского федерального университета, Института органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН и Научно-исследовательского института гриппа Минздрава России, в апреле уже направлен в Китай для лечения инфицированных коронавирусом.
Сложности внедрения
Несмотря на то, что препараты РНК-группы имеют высокую эффективность и могут быть в короткие сроки перепрофилированы для использования против коронавируса, в их использовании есть ряд сложностей, отмечают эксперты. Действующее вещество достаточно трудно доставить внутрь клетки, но современные достижения науки позволят решить этот вопрос, считают эксперты.
Другой, более существенной преградой применения РНК-препаратов остается ограниченный опыт использования их в клинической практике. «Вакцины на основе мРНК должны пройти весь цикл доклинических и клинических испытаний, в ходе которых, как и для других типов вакцин, должна быть доказана их безопасность и эффективность», - отметили в НИИ гриппа.
При этом, сами доклинические и клинические исследования могут занять несколько лет, поскольку специфическое воздействие препарата и его побочные эффекты тщательным образом проверяются. Очень часто проблемы возникают на этапе клинических испытаний, которые и необходимо пройти большинству уже сертифицированных препаратов отметил научный руководитель Института органического синтеза УрО РАН, академик РАН Олег Чупахин.
«Если препарат в пробирке дает положительный результат, его переносят на животных, начиная с мышей, а в случае с противовирусными препаратами исследование чаще всего начинается с куриных эмбрионов. Дальше мыши, крысы, кошки, собаки, приматы, и только если вот эта цепь нигде не прерывается и препарат по-прежнему эффективен в отношении возбудителя, тогда спрашивается разрешение Минздрава на клинические исследования. Как вы понимаете, это может в любой момент оборваться, чаще всего уже на этапе клинических испытаний», - подчеркнул Чупахин, отметив, что весь процесс испытаний и сертификации препарата может занимать 10 и более лет.
Информационное агентство России ТАСС