Развитие отечественной беспилотной авиации стремительно развивается и сейчас наши разработчики в этой сфере уже активно испытывают не просто наблюдателей за полем боя, а полноценные стратегические БПЛА с дальностью полёта более 10000 километров.
Схожий с Альтиус" БПЛА.
Речь, конечно же, о программе «Альтиус», по результатам которой должен появиться стратегический беспилотник по типу американского «Глобал Хоука». Впервые Минобороны объявило на него конкурс ещё в 2011 году, а в 2016 первый прототип, имя которого «Альтаир», совершил первый полёт. С тех пор начались проблемы, связанные с трудностью проекта и неспособностью головного предприятия справиться с задачей. Были даже слухи о закрытии работ над беспилотником, но эта информация оказалась фейком, который тут же раструбили многие СМИ, любящие полить грязью всё отечественное, добавив немного новостей про коррупцию. Однако «Альтиус» оказался живее всех живых и даже продолжил испытания, правда под крылом уже другой фирмы, «Уральского завода гражданской авиации». Данный завод имеет достаточно опыта, взять хотя бы проект «Форпост-Р» - изначально это был производимый по лицензии израильский БПЛА Searcher, но «УЗГА» удалось сделать крайне трудную задачу - полностью заменить иностранную начинку на нашу, при этом улучшив все характеристики дрона.
Первоначальный вид "Альтаира".
Помимо этого проекта «УЗГА» имеет серьёзный опыт в беспилотной авиации, что и повлияло на передачу проекта именно этой фирме в 2018 году. Завод, к слову, с основным проектом справился на ура, доработав сырую машину и представил её Минобороны в 2019 году. Машина имела просто фантастические для наших БПЛА характеристики - потолок 12000 метров, максимальная дальность - 10000 километров, а находиться в воздухе «Альтаир» мог аж двое суток! Внутри машины находилась электроника очень высокого уровня, унифицированная с другим «тяжеловесом» - «Охотником». За её разработку отвечает КРЭТ, также имеющий весьма приличный опыт в создании электроники для БПЛА. Плюс к этому на дроне стоит очень мощная РЛС, по некоторым параметрам сопоставимая с крупными самолётами-разведчиками. Собственно ради этого проекти затевался - нет смысла делать откровенно слабые средства обнаружения для такой машины. Но, как оказалось, «Альтаир» лишь базовая платформа - на его основе уже сделан полноценный вариант для Минобороны. Допиленный, так сказать, до конца проект, который сейчас активно проходит испытания. «УЗГА» сделал его фактически за год, причём значительно усовершенствовав изначальную версию.
Вот так выглядит дрон сейчас. Обратите внимание на значительное увеличения головного обтекателя.
«Альтиус-РУ», или же разведывательно-ударный. В данной машине сохранились бортовые РЛС и другие средства наблюдения, но электроника также рассчитана на применение вооружения, причём в связке с пилотируемой авиацией, в частности с Су-57. «Альтиус-РУ» способен нести противокорабельные крылатые ракеты различного класса, скорее всего Х-35. Однако вероятно в будущем будет что-то посерьёзнее, ведь полезная нагрузка у него равняется тонне. Но стоит отметить, что при этом он может улететь от своей базы на 10000 километров. Боевой радиус, конечно же, будет поменьше, но всё равно довольно внушительный. Помимо ПКР дрон уже получил в своё распоряжение модульные ракеты нового поколения «Гром», которые как конструктор могут собираться в зависимости от боевой задачи и типа цели. Всё это на голову выше, чем сейчас имеют лидеры в данной сфере. Однако одной из главных особенностей дрона разработчики называют крайне продвинутую систему искусственного интеллекта, которая позволяет взаимодействовать с другими машинами на поле боя и, главное, самому принимать решения.
Первый полёт "Альтиус-РУ".
Не смотря на значительные проблемы в 2018 году, программа «Альтиус» близится к серийному производству, которое должно развернуться уже в этом году. По словам МО, дрон получился настолько удачным, что ВМФ даже заказал свой вариант, но детали данной модификации пока не раскрываются.