На днях в Севастополе прошло совещание, в ходе которого руководители страны и вооруженных сил обсудили перспективы развития военно-морского флота. Также состоялась выставка перспективных образцов разного рода, способных представлять интерес для ВМФ. Вместе с прочими образцами руководству страны показали экраноплан А-050-742D «Чайка-2». Эта разработка уже не первый год фигурирует на выставках и получает высокие оценки, но пока не дошла даже до испытаний.
История проекта
Проект А-050-742D «Чайка-2» в его нынешнем виде стал результатом сотрудничества Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК) и НПП «Радар ММС». В рамках этой кооперации ЦКБ по СПК отвечает за разработку основных элементов экраноплана, а «Радар ММС» работает над созданием комплекса бортового оборудования.
Работы по проекту экраноплана А-050 «Чайка-2» стартовали около десяти лет назад. Материалы по этой разработке впервые представили еще в 2011 г., и с тех пор макеты характерного вида регулярно появлялись на основных отечественных выставках. Утверждалось, что при наличии заказа первый образец новой машины можно будет построить уже в середине десятилетия.
В дальнейшем ЦКБ по СПК представило несколько новых модификаций «Чайки-2». Многоцелевой образец для ВМФ мог стать базой для пассажирской машины с возможностью перевозки до 100 человек на расстояние в несколько тысяч километров. Параллельно шла разработка экраноплана А-080 с более высокими техническими характеристиками.
В 2017 г. впервые показали материалы по очередной модификации экраноплана с обозначением А-050-742D. В создании этого проекта участвовало НПП «Радар ММС». В ходе первого показа утверждалось, что строительство опытной «Чайки-2» новой модификации может быть выполнено уже в 2019-2020 гг.
Несколько дней назад уже известный макет экраноплана А-050-742D «обр. 2017 г.» вновь показали потенциальному заказчику в лице военного и политического руководства страны. Несмотря на высокие оценки и смелые планы организаций-разработчиков, реальные перспективы образца не определены. Более того, остается неясным будущее всего направления экранопланов.
Особенности проекта
Экраноплан А-050-742D «Чайка-2» представляет собой машину характерного облика, способную решать широкий круг задач. Он позиционируется в качестве служебно-разъездного, транспортного, санитарного и т.д. средства. По сути, речь идет о платформе с возможностью установки различного оборудования для разных работ. Экраноплан предлагается использовать на озерах и водохранилищах, а также в прибрежных районах морей. Не исключается использование над ровными заснеженными участками.
Весьма интересна предлагаемая конструкция экраноплана. Все проекты линейки А-050 предлагают использование аэродинамической схемы биплана с крыльями разной формы. Нижняя плоскость должна иметь небольшую стреловидность, тогда как верхняя выполняется прямой и отличается меньшей длиной хорды. Хвостовое оперение выполнено в виде двух килей с незначительным развалом, на которых установлен стабилизатор.
Ранее упоминалось, что «Чайка-2» должна получить набор из четырех двигателей – двух стартовых и двух маршевых. В носовой части фюзеляжа предлагалось поместить два турбореактивных Р-195, используемых при разгоне и взлете с воды. На боковых пилонах, на уровне кабины, помещены гондолы с турбовинтовыми ТВ7-117СМ, отвечающими за полет.
По проекту машина имеет длину 34,8 м при размахе крыла 25,35 м. Полное водоизмещение / взлетная масса – 54 т. Грузоподъемность определена на уровне 9 т. При полете у экрана крейсерская скорость составляет 350 км/ч, при подъеме выше – 450 км/ч. Максимальная дальность при использовании экрана – 5 тыс. км. Взлет и посадка возможны при высоте волны до 1,5 м; полет – без ограничений. При необходимости машина может совершать полет на высотах до 3 км, однако в этом случае теряются преимущества, связанные с использованием экрана.
Планы и реальность
Экраноплан «Чайка-2» демонстрировался на выставках с 2011 г., и организация-разработчик постоянно говорила о его преимуществах и больших перспективах. Отмечалось, что такой образец техники может быть интересен российским вооруженным силам и гражданским структурам, в т.ч. коммерческим. В качестве потенциальных заказчиков также назывались другие государства. Даже упоминались переговоры с возможными покупателями из третьих стран.
Однако за прошедшие годы принципиальных изменений не произошло. Макет изделия А-050-742D показывают на выставках и дают ему высокие оценки, но строительство реального экраноплана до сих пор не начиналось. Более того, до конца не ясно, удастся ли запустить его в ближайшем будущем. Перспективы проекта в целом пока туманны и оставляют массу вопросов.
Причины всего этого очевидны. Военное ведомство и различные гражданские структуры пока не видят необходимости в срочной закупке и внедрении экранопланов. Техника этого класса отличается специфическим обликом, а также имеет характерные плюсы и минусы. Вследствие этого ее внедрение в существующих структурах может быть сложным и далеко не всегда целесообразным.
Впрочем, возможность разработки, строительства и принятия на вооружение новых экранопланов полностью не исключена. Еще несколько лет назад стало известно о планах Минобороны изучить тему боевых экранопланов с ударным ракетным вооружением. Однако реализация таких проектов планировалась на отдаленное будущее – не ранее 2020 г. Указанные сроки уже подошли, но новые сообщения на эту тему пока не поступали. Вполне возможно, что от направления экранопланов вновь отказались.
Таким образом, российские структуры, рассматриваемые в качестве возможных заказчиков, пока не проявляют реальный интерес ко всему направлению экранопланов. Из-за этого новые проекты год за годом демонстрируются на выставках, но не доходят до полноценной реализации. Пока это в полной мере относится и к совместному проекту ЦКБ по СПК и «Радар ММС» А-050-742D «Чайка-2».
Возможности «Чайки-2»
Однако, несмотря на отсутствие интереса со стороны заказчиков, разработчики новой техники продолжают свою деятельность и совершенствуют свои проекты. На основании доступных данных можно представить, чем сможет заниматься «Чайка-2» в случае получения заказа и запуска серийного производства.
В предложенном виде экраноплан А-050-742D является многоцелевым транспортным средством, способным брать на борт различную полезную нагрузку. Его можно рассматривать в качестве альтернативы или дополнения к транспортным (военно-транспортным) самолетам или судам малого водоизмещения. При этом экраноплан по разным характеристикам имеет преимущества как перед судами, так и перед самолетами.
Основной задачей экранопланов линейки А-050 должна быть перевозка людей или груза на значительные расстояния. Такие функции могут заинтересовать военных или гражданские структуры. Возможна установка различной аппаратуры для наблюдения, что позволит экраноплану вести патрулирование в интересах ВМФ или выполнять научный мониторинг. Осенью прошлого года отечественные СМИ сообщили о возможности применения «Чаек-2» в космической сфере. Так, при запусках с космодрома Восточный часть траектории ракет и кораблей должна пролегать над Тихим океаном. Экранопланы можно привлекать к участию в поисково-спасательных операциях.
Поводы для оптимизма
Отечественная промышленность в лице сразу нескольких предприятий работает над созданием новых проектов экранопланов. Однако основные заказчики, государственные и коммерческие структуры, пока не торопятся заказывать подобную технику. Вследствие этого целый ряд перспективных проектов, таких как А-050-742D «Чайка-2» пока реализован только в виде макетов и не продвигается дальше выставок.
Тем не менее, в сложившейся ситуации есть некоторые поводы для сдержанного оптимизма. ЦКБ по СПК им. Алексеева, «Радар ММС» и другие предприятия продолжают исследовательские и опытно-конструкторские работы, за счет которых сохраняют необходимые компетенции и нарабатывают новый опыт, а также создают различные варианты перспективных экранопланов. Таким образом, в будущем, когда появится реальный заказчик, они смогут в минимальное время завершить проектирование и запустить строительство. Однако появление заказчика, а вместе с ним и перспективы всего направления, пока под вопросом.