» » » Ученые: слоны, живущие в саванне и лесах Африки - два разных вида

Ученые: слоны, живущие в саванне и лесах Африки - два разных вида

22-12-2010, 11:47 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 626)

Ученые установили, что африканские слоны на самом деле являются двумя разными видами, один из которых населяет саванны, а второй - леса, что предъявляет различные требования к мерам по их сохранению. Об этом сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Current Biology.

Дискуссия о том, являются ли слоны, обитающие в Африке, одним видом, или образуют два вида, ведется уже достаточно давно. Внешне слоны отличаются друг от друга только размерами. Так, обитатели саванн весят в среднем семь тонн, тогда как вес лесных слонов Африки примерно в два раза меньше.

Проведенный анализ митохондриальной ДНК обеих групп животных (короткой молекулы ДНК, обеспечивающей работу митохондрий в клетках организма и наследуемой строго по материнской линии) показал, что их общий предок жил примерно 500 тысяч лет назад. Это давало повод многим ученым утверждать, что обе группы относятся к одному и тому же виду.

Группа ученых под руководством генетика Дэвида Рейха (David Reich) из Медицинской школы Гарварда с помощью сравнения впервые полностью расшифрованных геномов двух групп африканских слонов, а также геномов азиатских слонов, мамонтов и мастодонтов, установила, что на самом деле две генетические линии африканских слонов разделились 2,6-5,6 миллионов лет назад. На сегодняшний день эти группы животных образуют два различных вида, обитающих в саваннах (Loxodonta africana) и африканских лесах (Loxodonta cyclotis).

"Разделение этих видов произошло примерно в то же время, что и разделение азиатских слонов и мамонтов. Общий предок современных африканских слонов жил примерно тогда же, когда и последний общий предок современных людей и шимпанзе, это поразительный результат", - прокомментировал работу один из её соавторов, профессор Михи Хофрайтер (Michi Hofreiter) из Йоркского университета в Великобритании.

Ученые полагают, что выявленная прежде схожесть митохондриальных ДНК слонов разных видов указывает на их скрещивание, которое в некоторой степени произошло уже после разделения. Оно, вероятно, стало следствием того, что слоны обоих видов постоянно мигрируют и их ареалы обитания могут частично перекрываться.

Ученые полагают, что выявленные ими глубокие генетические различия двух видов африканских слонов должны повлиять на подходы к сохранению животных, находящихся под угрозой исчезновения. В настоящее время к обоим видам животных применяются одни и те же стандартные методы, направленные на поддержание и увеличение их численности.

Африканских слонов разделили на два биологических вида

Африканские слоны, обитающие в лесах и в саванне, оказались двумя различными биологическими видами. Такое заключение было сделано по итогам анализа геномной ДНК этих животных и сравнения полученных последовательностей с ДНК азиатских слонов и ДНК вымерших мамонтов и мастодонтов. Работа исследователей опубликована в журнале PLoS One, а коротко о ней пишет портал ScienceNOW.

Внешний вид живущих в Африке слонов довольно заметно отличается в зависимости от того, где именно обитают животные. Хоботные, которые населяют леса, имеют более длинные и прямые бивни по сравнению со слонами из саванн. Кроме того, у слонов из лесов округлые уши, не имеющие заострения в нижней части, характерного для обитателей саванн. Наконец, лесные слоны в среднем на один метр ниже и весят в полтора раза больше.

Тем не менее, ученые причисляли слонов из лесов и саванн к двум разным подвидам одного вида - Loxodonta africana africana и Loxodonta africana cyclotis соответственно. В 2001 году коллектив ученых на основании анализа митохондриальной ДНК (ДНК, которая содержится в особых клеточных органеллах митохондриях и передается от матери к дочери) пришел к выводу, что два подвида в действительности являются двумя различными видами. Позже это заключение было подтверждено специалистами, работавшими с геномной ДНК африканских слонов. Но результаты обоих исследований удовлетворяли не всех биологов (в частности, на основании анализа митохондриальной ДНК можно делать выводы только об эволюционной истории самок).

Авторы новой работы сравнивали между собой большие фрагменты ядерной ДНК не только двух спорных групп слонов, но также родственных им азиатских слонов и вымерших хоботных (при этом ядерная ДНК мастодонта была получена впервые). В итоге ученым удалось установить эволюционные взаимосвязи между всеми изученными животными, и получить большое количество генетических данных, которые подтверждали вывод о том, что L. africana africana и L. africana cyclotis - это два разных вида, разделившиеся в промежуток между 6,7 миллиона лет назад и 1,9 миллиона лет назад.

Недавно выяснилось, что из-за ошибки в классификации скатов (два вида этих рыб принимали за один) люди почти полностью истребили один из видов. Рыболовы систематически отлавливали более крупных представителей гладкого ската Dipturus batis, а анализ ДНК выявил, что они относятся к отдельному виду, который, в итоге, оказался на грани вымирания.

Источник: rian.ru.