» » » ГЛОНАСС сошел с орбиты

ГЛОНАСС сошел с орбиты

5-12-2010, 19:02 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (11) | просмотров: (2 518)

Запущенные в воскресенье три спутника «Глонасс-М» не продержались и несколько часов. По предварительным данным, во время вывода аппаратов на орбиту произошла ошибка. В результате все спутники, с пуском которых должен был завершиться ввод в эксплуатацию российской глобальной навигационной системы, рухнули в океан.

Запуск в эксплуатацию глобальной российской навигационной системы откладывается на неопределенное время. Три отправленных в космос спутника «Глонасс-М» в воскресенье из-за ошибки сошли с орбиты и упали в Тихий океан близ Гавайских островов.

«Это привело к тому, что ракета вышла на так называемую незамкнутую орбиту»

Запуск спутников, осуществленный ракетой-носителем «Протон-М» в 13.25 по московскому времени, должен был завершить формирование системы. Как ожидалось, спутники должны были заработать примерно через полтора месяца. «Боевые расчеты Космических войск обеспечивали контроль проведения запуска средствами наземного автоматизированного комплекса управления. Старт ракеты-носителя прошел в штатном режиме», сообщил после пуска официальный представитель Минобороны РФ по Космическим войскам Алексей Золотухин.

Гендиректор компании «Российские космические системы» и генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич также утверждал, что старт прошел успешно. «Прошедший успешный пуск ракеты «Протон-М» с тремя космическими аппаратами крайне важен для российской глобальной навигационной системы. После ввода в эксплуатацию запущенных сегодня спутников отечественная система ГЛОНАСС становится действительно глобальной, навигационный сигнал российских космических аппаратов будет доступен потребителям в непрерывном режиме в любой точке земного шара», заявил он журналистам на космодроме «Байконур».

Однако примерно через два часа стало понятно, что сразу после запуска ракета-носитель отклонилась от курса на 8 градусов.

Это, утверждал источник РИА «Новости», участвовавший в операции по выведению спутников, привело к тому, что космические аппараты были выведены на более высокую, чем нужно, орбиту. «По самым предварительным расчетам, разгонный блок ДМ-3, выводивший спутники на околоземную орбиту, после отделения от ракеты-носителя «Протон» при включении собственных двигателей отработал импульс больше расчетного. В результате находящиеся в его составе спутники выведены на более высокую нерасчетную орбиту. Пока специалистам непонятно, как поступить в такой ситуации. Не ясны и причины сбоя», сообщил собеседник агентства.

Уже через несколько минут стало известно, что все три спутника рухнули в океан - в несудоходном районе примерно в 1 тыс. 500 километрах северо-западнее города Гонолулу - административного центра штата Гавайи.

«По предварительной информации, проблема не связана с работой разгонного блока ДМ-3, как полагали поначалу специалисты. По последней информации, «Протон-М» изменил заданной траектории полета и еще до отделения разгонного блока ушел по тангажу на 8 градусов. Это привело к тому, что ракета вышла на так называемую незамкнутую орбиту», сообщил представитель отрасли.

По словам источника, хотя разгонный блок ДМ-3 со спутниками в расчетное время штатно отделился от ракеты-носителя, он уже находился на нештатной траектории полета, а затем и вовсе вышел из зоны радиовидимости российских средств слежения. Телеметрии с разгонного блока после его отделения от «Протона» специалисты так и не получили.

В Минобороны тем временем утверждают, что потеря трех спутников не отразится на проекте в целом. «Сегодня в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС 26 спутников, в том числе есть даже два резервных. Эта группировка позволяет полностью покрывать навигационными сигналами территорию РФ», заявил «Интерфаксу» источник в ведомстве.

Добавим, что всего на орбите должны работать по восемь космических аппаратов в трех плоскостях.

Напомним, российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, являющаяся аналогом американской GPS, была принята в эксплуатацию в 1993 году.

Система предназначена для определения с помощью портативных носимых или встраиваемых спутниковых приборов-навигаторов местоположения и скорости движения морских, воздушных и сухопутных объектов, в том числе и людей, с точностью до одного метра. Для навигации используются цифровые карты, данные которых вводятся в навигаторы.

Источник: vz.ru.

1. » #11 написал: VP (21 декабря 2010 11:13)

Три спутника "Глонасс", рухнувшие в Тихий океан, были застрахованы всего на 5% от их цены

Страховка трех спутников "Глонасс-М", которые в результате сбоя при запуске 5 декабря упали в Тихий океан, не покрывала и 5% их цены. По договору прямого страхования они были застрахованы в практически не известной на рынке компании "Спутник" в общей сложности на 3,5 миллиона долларов. Существует также договор перестрахования на 3,3 миллиона долларов - он заключен с компанией "Русский страховой центр" (РСЦ). При этом стоимость трех утерянных спутников и ракеты эксперты оценивают как минимум в 80-100 миллионов долларов, узнала газета "Ведомости".

Федеральная служба страхового надзора уже провела оценку платежеспособности страховщиков и сложностей с выплатой у обеих компаний не видит. Однако сумма страховок шокировала участников рынка - она в разы ниже реальной стоимости спутников. Для сравнения, на зарубежном рынке подобные риски перестраховываются на 95%.

Примечательно, что представители СМИ до сих пор не могут связаться с гендиректором компании "Спутник" Дмитрием Медведчиковым - единственным человеком, который, по словам сотрудников, вправе обсуждать страховой случай. Еще 6 декабря - на следующий день после крушения спутников - агентства ПРАЙМ-ТАСС и РИА "Новости" пытались выйти на руководство компании, но там сообщили, что оно недоступно в течение всего дня.

Как выяснили агентства, ООО "Страховой центр "Спутник" находится на 178-м месте среди страховщиков по сбору премий. Тем не менее, именно эта компания выиграла тендер на страхование спутников. В двух компаниях - лидерах рынка космического страхования "Ведомостям" рассказали, что спутники "Глонасс", как правило, не страхуются по договорам страхования имущества - страхуется ответственность, доставка и прочее, но из-за невысокого качества аппаратов страховщики просят повышенный тариф. Крупные страховщики предлагали свои услуги, но из-за тарифа Роскосмос от них отказался.

Ранее источники сообщали, что в Кремле недовольны не только провалом запуска, но и некоторыми деталями оформления страховки упавших спутников. В Роскосмосе заявили, что рассуждения о связи их руководителя Анатолия Перминова с компанией, страховавшей спутники, являются сфабрикованным домыслом. Впрочем, не исключено, что и Перминов, и его заместитель Анатолий Шилов могут лишиться своих должностей.

Напомним, ракета-носитель "Протон-М" стартовала 5 декабря с космодрома Байконур. Она выводилась не по заданной траектории, в результате чего доставила разгонный блок ДМ-03 с тремя космическими аппаратами "Глонасс-М" не на низкую околоземную орбиту, как планировалось, а вывела их на суборбитальную траекторию.

Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вошел в земную атмосферу. Остатки разгонного блока и спутников упали в акватории Тихого океана в полутора тысячах километров северо-западнее Гонолулу - административного центра штата Гавайи (США).

Межведомственная комиссия по расследованию причин аварии на прошлой неделе объявила, что сбой произошел из-за неправильно написанной формулы в технической документации на заправку разгонного блока ДМ-03.

Президент Дмитрий Медведев потребовал "провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему". (NEWSru.com)

www-адрес статьи: http://www.inline.ru/gonews.asp?NewsID=216127

2. » #10 написал: VP (17 декабря 2010 13:10)

К УТРАТЕ СПУТНИКОВ "ГЛОНАСС-М" 5 ДЕКАБРЯ ПРИВЕЛ КОМПЛЕКС СИСТЕМНЫХ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ РКК "ЭНЕРГИЯ" - ГЛАВА КОМИССИИ

РИА НОВОСТИ

3. » #9 написал: VP (9 декабря 2010 10:27)

"Маркер" отказался извиняться перед Роскосмосом за статью о ГЛОНАСС

Деловой сайт "Маркер" отказался извиняться перед Федеральным космическим агентством РФ (Роскосмос) за статью "Запуск ГЛОНАСС был застрахован фирмой, близкой к руководству Роскосмоса".

В статье, опубликованной на сайте "Маркера" 7 декабря, указывалось, что неудачный запуск спутников ГЛОНАСС был застрахован ООО "Страховой центр Спутник", адрес которой совпадает с адресом Роскосмоса. Кроме того, журналисты обращали внимание на то, что руководство "Спутника" связано с Роскосмосом - в частности, страховщиком якобы руководят сыновья бывшего и нынешнего заместителей главы федерального агентства.

Статья в "Маркере" вызвала негодование у Роскосмоса. В агентстве опровергли информацию "Маркера", обвинили издание в клевете, а также потребовали убрать вышеназванную статью с сайта.

Комментируя соответствующее заявление Роскосмоса исполнительный директор владеющего "Маркером" ИД "Ньюс медиа-Рус" Ашот Габрелянов дал понять, что издание не собирается снимать со своего сайта противоречивый материал. "Нас много кто о чем просит, это же не значит, что мы будем это снимать", - заявил Ашот Габрелянов "Ленте.Ру".

На вопрос о том, собирается ли "Маркер" и издательский дом извиняться за якобы ложный материал, Габрелянов заметил, что не понимает претензий агентства. "Извинений за что они требуют? За то, что мы занимаемся журналистикой? Нет, ребята, спасибо, но за журналистику мы извиняться не будем", - подчеркивает он.

Отметим, что помимо обвинений в клевете Роскосмос в своем заявлении поинтересовался у генерального директора "Ньюс медиа-Рус" Арама Габрелянова, "правда ли, что с недавних пор долей принадлежащих ему изданий владеет через посредников один из высокопоставленных чиновников, любящий заниматься черным пиаром и другими литературными изысками". Ашот Габрелянов, комментируя эти предположения космического агентства, отметил, что здесь "много слов, но ничего конкретного".

Следует отметить, что запуск трех последних спутников ГЛОНАСС, о котором идет речь, состоялся 5 декабря. Ракета-носитель "Протон-М", доставлявшая аппараты, отклонилась от курса, и спутники вышли на незамкнутую орбиту, а впоследствии затонули в Тихом океане. Согласно предварительной версии, ракета-носитель оказалась тяжелее, чем было необходимо, из-за ошибки в расчетах. (Lenta.ru)

www-адрес статьи: http://www.inline.ru/gonews.asp?NewsID=215067

4. » #8 написал: star-foxy (8 декабря 2010 15:53)

Роскосмос: спутники мужа страхует жена?

МДА , веселые ребята работают в Росскосмосе. С таким руководством  мы точно в космос не улетим...

Кремль: Реакция Роскосмоса на критику Медведева вызвала недоумение

Реакция руководства Росмоса на критику со стороны президента России Дмитрия Медведева хода реализации программы ГЛОАСС вызывает крайнее недоумение, заявил в среду помощник главы государства Сергей Приходько.

Реакция руководства Роскосмоса на прозвучавшую жесткую критику президента хода реализации программы ГЛОНАСС вызывает крайнее недоумение», сказал Приходько, комментируя интервью газете «Известия» главы Роскосмоса Анатолия Перминова, передает РИА «Новости».

В этом интервью Перминов, в частности, сказал, что ситуация, когда на орбиту не удалось вывести сразу три спутника ГЛОНАСС, «это никак не катастрофа».

«Стартовая позиция не разрушена и люди не погибли, возникла техническая неисправность», – отметил глава Роскосмоса.

«К счастью, это действительно не катастрофа, но это совершенно исключительное ЧП», – сказал помощник главы государства.

«И крайне странно, что руководство Роскосмоса считает отсутствие человеческих жертв и неразрушение стартовой площадки критерием оценки реализации важнейшей госпрограммы», подчеркнул Приходько.

По его словам, «критерии должны быть совершенно иные и, в частности, касаться оценок технологического состояния».

Он подчеркнул, что критерии, приведенные Перминовым, «недопустимы».
    «Такая степень «самокритичности» (Роскосмоса) требует очень серьезных выводов», сказал помощник главы государства.

5. » #7 написал: VP (8 декабря 2010 14:36)

Роскосмос: спутники мужа страхует жена?

Очень грязное космическое белье:

1. Спутники Глонасс был застрахованы на несколько миллиардов рублей.
    2. Они были застрахованы в компании "Страховой центр "Спутник".
    3. На рынке эту компанию не знает никто.
    4. Компания "Спутник" сидит по тому ж адресу, что и оператор запуска ФГУП "ЦЭНКИ" ("фгуп" - госпредприятие)
    5. Компания выиграла конкурс Роскосмоса.
    6. Фамилия главы Роскосмоса - Перминов.
    7. Фамилия гендиректорши компании-учредителя "Спутника" - Перминова.

Отсюда два возможных варианта последствий. Если "Спутник" перестраховал риски - т.е. перепродал их другим страховщикам - то Перминовы отделаются легким испугом и небольшими убытками. Если ж, как утверждают участники рынка, перестраховки скорее всего не было, (Спутник понадеялся, что запуск будет успешным, пожадничал и решил забрать себе всю страховую премию Роскосмоса) - Спутнику придется откуда-то достать страховую сумму. А это, на минуточку, как бы не 100 миллионов долларов, если не больше. Сумма, которая на порядок больше всего оборота "Спутника" за прошлый год.

Установлена причина неудачного запуска ракеты-носителя "Протон". Вице-премьер Иванов ошибся

Аварийный пуск ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" 5 декабря произошел из-за превышения уровня заправки топливом разгонного блока, сообщил "Интерфаксу" в среду источник в ракетно-космической отрасли. "На стартовом комплексе Байконура заправочное оборудование, автоматически подающее жидкий кислород в баки разгонного блока ДМ-03, работало со сбоями. В результате его случайно заправили жидким кислородом на одну-две тонны больше, чем необходимо", - сказал собеседник агентства.

По словам источника, "увеличение массы космической головной части, в состав которой входит разгонный блок с космическими аппаратами, не позволило ракете-носителю "Протон-М" к концу полета набрать необходимую скорость и вывести полезный груз на орбиту", - добавил собеседник.

Источник добавил, что заправка баков разгонного блока ДМ-03 керосином осуществляется на отдельной заправочной станции, а заправка жидким кислородом проводится только на стартовом комплексе в день запуска.

"Скорее всего, вследствие нештатного функционирования автоматической заправочной системы специалисты не смогли проконтролировать количество жидкого кислорода, залитого в баки разгонного блока, и просто "переборщили" с ним", - сказал собеседник.

Кроме того, по его словам, это был первый полет разгонного блока ДМ-03, который имеет увеличенные объемы баков по сравнению с предшественником - разгонным блоком ДМ-2. "Для запуска спутников "Глонасс-М" баки разгонного блока ДМ-03 не требовалось заправлять полностью, поэтому в них случайно можно было залить топлива больше, чем нужно", - сказал источник.

Таким образом он опроверг версию, высказанную вице-премьером Сергеем Ивановым, курирующим ГЛОНАСС на уровне правительства. В разговоре с журналистами Иванов ранее высказал предположение, что проблема в разгонном блоке ДМ-3, который разработала и производит ракетно-космическая корпорация "Энергия".

Между тем в отвечающем за систему управления ракеты-носителя и разгонного блока Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени Пилюгина утверждали, что система управления и программно-математическое обеспечение отработали штатно, а причины неудачного пуска, скорее всего, какие-то внешние факторы, как, например, "некачественное топливо или неправильные исходные данные по весу головной части ракеты".

Также сообщалось, что комиссия, расследующая причины аварийного пуска ракеты-носителя "Протон-М", рассматривает в качестве наиболее вероятной версии ЧП превышение массы космической головной части.

Ракета-носитель "Протон-М" стартовала в воскресенье в 13:25 по московскому времени с космодрома Байконур. Она выводилась не по заданной траектории, в результате чего доставила разгонный блок ДМ-03 с тремя космическими аппаратами "Глонасс-М" не на низкую околоземную орбиту, как планировалось, а вывела их на суборбитальную траекторию. Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вошел в земную атмосферу. Остатки разгонного блока и спутников упали в акватории Тихого океана в 1,5 тыс. км северо-западнее Гонолулу - административного центра штата Гавайи (США).

Стоимость системы ГЛОНАСС на 2002-2011 годы уже составила 140,1 млрд рублей, или около 4,7 млрд долларов.

Президент России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и контрольному управлению администрации президента расследовать причины потери трех спутников "Глонасс-М" и найти виновных. Кроме того, президент поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и руководителю контрольного управления администрации главы государства Константину Чуйченко провести ревизию всей программы ГЛОНАСС. (NEWSru.com)

www-адрес статьи: http://www.inline.ru/gonews.asp?NewsID=215017

6. » #6 написал: VP (6 декабря 2010 11:58)

Названа причина неудачного запуска спутников ГЛОНАСС

РИА "Новости" | 11:05:31

"Протон-М" со спутниками "ГЛОНАСС" после запуска отклонилась от заданной траектории на восемь градусов из-за допущенных ошибок в математическом обеспечении полетного задания, заложенного в бортовую вычислительную машину ракеты. об этом сообщил представитель ракетно-космической промышленности России.

"По самой первой предварительной информации, механических проблем с самим "Протоном" на участке выведения не было. Ряд специалистов полагает, что к нерасчетному режиму работы двигателей, придавших ракете импульс выше необходимого, и уведших носитель на нештатную траекторию, привели ошибки в программном обеспечении, заложенным в бортовой вычислительный комплекс "Протона", - рассказал журналистам эксперт. По его словам, разработкой математического и логистического обеспечения полетного задания для ракеты-носителя "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС занимались специалисты Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени Пилюгина (НПЦ АП).

Постоянный адрес новости:

7. » #5 написал: aboss (6 декабря 2010 08:53)

Сильно на диверсию смахивает . как СШГ и Чернобыль.

8. » #4 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (6 декабря 2010 03:12)

Дмитрий Медведев поручил генпрокурору проверить расходование средств на «ГЛОНАСС»

После неудачного вывода на орбиту трех российских спутников «ГЛОНАСС-М» президент России Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и руководителю контрольного управления администрации главы государства проверить расходование средств на реализацию программы создания российской навигационной группировки «ГЛОНАСС», сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова.
    «Дмитрий Медведев потребовал провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему», - цитирует РИА «Новости» слова Тимаковой.
    Ранее «Газета.Ru» сообщала, что три российских спутника «ГЛОНАСС-М» не вышли на заданную орбиту, и, предположительно, упали в океан в районе Гавайскаих островов.
    «Газета.Ru»

Пока нет ясности, что же привело к неудаче во время воскресного пуска ракеты-носителя "Протон-М" с тремя навигационными спутниками системы ГЛОНАСС. Официальные источники о причинах молчат, неофициальные часто "путаются в показаниях".
          Однако, уже сейчас можно сказать, что вины разгонного блока ДМ-3, как об этом сообщали некоторые СМИ, нет. Еще на участке выведения носитель "ушел" на 8 градусов по тангажу и головной блок (РБ + 3 КА) был выведен на незамкнутую орбиту. Таким образом падение спутников в Тихий океан было предопределено.
          Что "заставило" носитель вести себя подобным образом предстоит выяснить специальной комиссии. Об этом сообщается на сайте Роскосмоса.
          Свои "выводы" намерен сделать и президент России Дмитрий Медведев. Он поручил генеральному прокурору Юрию Чайке расследовать, как расходуются средства (надо отметить, очень большие средства), которые выделяются из бюджета на ГЛОНАСС. Очень бы хотелось, чтобы результаты этой проверки стали доступны общественности. Также как и причины аварии "Протона-М".

9. » #3 написал: ЧЕЛОВЕК (6 декабря 2010 01:23)

...спутники падают все чаще???

10. » #2 написал: navigator_a (5 декабря 2010 20:15)

Очень жаль. Но такое, к сожалению, бывает.  А систему ГЛОНАС  надо до ума таки довести и все спутники вывести. Негоже по одной буржуйской GPS летать.

11. » #1 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (5 декабря 2010 19:11)

Названо место падения спутников ГЛОНАСС

Разгонный блок ДМ-3 с тремя спутниками ГЛОНАСС упал в Тихий океан в 1,5 тыс. километрах северо-западнее Гонолулу, жертв и разрушений нет, сообщил источник в ракетно-космической отрасли.

«По уточненным данным, в результате нештатного выведения ракетой-носителем «Протон-М» разгонного блока ДМ-3 три спутника «Глонасс-М» упали в несудоходном районе Тихого океана, примерно в 1 тыс. 500 километрах северо-западнее города Гонолулу - административного центра штата Гавайи. Жертв и разрушений нет», - сказал источник РИА «Новости».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в воскресенье с Байконура стартовала ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М», завершающими формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.

Всего на орбите в системе ГЛОНАСС будут работать 24 спутника - по восемь космических аппаратов в трех плоскостях. Помимо этого, будет создан орбитальный резерв навигационных космических аппаратов. Примерно через полтора месяца запущенные в воскресенье спутники планируется ввести в эксплуатацию.

vz.ru