Советские конструкторы и инженеры, занимавшиеся созданием вооружения, благодаря своим творениям прославились на весь мир. Ярким представителем этой профессии является Андрей Туполев, со дня рождения которого сегодня, 10 ноября, исполняется ровно 131 год.
Последователи легендарного авиаконструктора отмечают, что у Туполева было необычное инженерное мышление, благодаря которому в жизнь воплощались оригинальные идеи. Можно с уверенностью сказать, что он стал основоположником отечественного цельнометаллического самолетостроения. Под руководством Туполева в СССР была воспитана целая плеяда видных конструкторов и ученых, возглавивших авиационные и космические конструкторские бюро (КБ).
«ПолитРоссия» в день рождения знаменитого авиаконструктора составила список самолетов, созданных при непосредственном участии Андрея Туполева, и которыми восхищаются во всем мире.
«Летучая мышь» из заключения
Одним из легендарных самолетов, созданных советским авиаконструктором, является Ту-2, который также известен как АНТ-58 или самолет «103». В странах Североатлантического альянса этот двухмоторный высокоскоростной дневной бомбардировщик получил название Bat («Летучая мышь»).
Стоит отметить, что Ту-2 считается лучшим фронтовым бомбардировщиком времен Второй мировой войны по совокупности характеристик, технологичности производства и соотношению вылетов к числу потерь. «Летучая мышь» получила высокую оценку не только в СССР и России, но во многих странах мира. Например, обозреватели американского издания Military Factory считают, что именно этот бомбардировщик сыграл одну из самых важных ролей во Второй мировой войне.
«Советская авиация к 1940 году нуждалась в высокоскоростной средней бомбардировочной платформе, которая бы придала современности наступательным ударам Красной армии. В результате на свет появился превосходный двухмоторный Ту-2», – говорится в публикации.
По мнению обозревателей американского издания, советская «Летучая мышь» за годы войны доказала свою важность и совершенство конструкции. Он отмечает, что на практике Ту-2 оказались достаточно устойчивыми к огню противника и к суровым климатическим условиям, характерным для европейской зимы.
Свой первый полет Ту-2 совершил 29 января 1941 года, однако начал эксплуатироваться только в 1942 году, а вышел «на пенсию» советский бомбардировщик лишь в конце 1970-х годов.
Обозреватели Military Factory пишут, что бомбардировщик, созданный Андреем Туполевым, имел успешную послевоенную карьеру за пределами Советского Союза. Он пополнил товарно-материальные запасы Болгарии, Венгрии, Индонезии, Китая, Северной Кореи, Польши и Румынии.
Обозреватели китайского издания Ifeng обращают внимание на тот факт, что столь легендарный бомбардировщик Туполев создал, находясь в заключении. Стоит напомнить, что 21 октября 1937 года советский авиаконструктор был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации.
«В тюрьме он проработал всего полгода, чтобы спроектировать средний бомбардировщик Ту-2», – отмечается в публикации китайского издания.
По мнению обозревателей издания Ifeng, Андрей Туполев был великим авиаконструктором, который лично руководил проектированием огромного количества самолетов.
Советский «Медведь»
Турбовинтовой дальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95, совершивший свой первый полет 12 ноября 1952 года известен во всем мире благодаря своим непревзойденным характеристиками. В странах НАТО его называли Bear («Медведь»). Стоит отметить, что этот бомбардировщик-ракетоносец является самым скоростным самолетом с турбовинтовыми двигателями.
Обозреватель американского издания The National Interest Калеб Ларсон включил советского «Медведя» в список самолетов, которые лучше никогда не видеть в небе. По его мнению, когда цель миссии заключается не в скрытности, а в массированной бомбардировке, Ту-95 безупречно сможет выполнить поставленные задачи даже сегодня. Он также отмечает, благодаря модернизациям, «Медведь» останется на вооружении ВС РФ вплоть до 2040 года.
Обозреватели британского издания BBC восхищаются тем, что, несмотря на свой солидный возраст, Ту-95 до сих пор остается на вооружении и постоянно попадет в заголовки западных СМИ.
«”Медведь” остался на службе отчасти из-за своего провидческого создателя. Андрей Туполев был ведущим конструктором больших самолетов в СССР, талантливым инженером», – говорится в публикации «Би-би-си».
Отмечается, что, в отличие от большинства винтовых самолетов, у Ту-95 крылья были резко отклонены назад на 35 градусов, как и у ранних реактивных истребителей. Это помогло самолету ограничить лобовое сопротивление и достичь таких высоких скоростей.
В публикации британского издания отмечается, что Ту-95 является не только самым быстрым самолетом в своем роде, но и самым шумным. Обозреватели BBC пишут, что первоначальная роль «Медведя», которая заключалась в сбрасывании свободно подающих ядерных бомб на вражескую территорию, вышла из моды по мере того, как росла ракетная техника. Однако продуманный дизайн Ту-95 позволял ему адаптироваться снова и снова для выполнения новых задач.
Ту-144, обогнавший конкурентов
Под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger). Стоит напомнить, что первый полет опытного образца был совершен 31 декабря 1968 года, то есть на несколько месяцев раньше, чем англо-французский «Конкорд».
«Он напоминает гигантский белый дротик, такой же футуристический объект, как и все, что человечество сделало в 1960 – х гг. Самолет суперобтекаем, чтобы иметь возможность летать со скоростью винтовочной пули – что когда-то считалось слишком быстрым для пассажирского самолета», – написал обозреватель BBC Стивен Доулинг.
Бывший пилот Concorde и руководитель полетов British Airway Джок Лоу отмечает, что между Ту-144 и «Конкорд» была международная гонка. По его словам, в тот период времени считалось, что, чем быстрее самолет, тем он лучше. Таким образом, Туполев, опередив англо-французский проект сверхзвукового лайнера, одержал мировую победу.
Обозреватели китайского издания Sohu пишут, что на сегодняшний день было создано только два сверхзвуковых авиалайнера: Concorde и Ту-144.
«Удивительно, что больше 50 лет назад Советский Союз смог разработать такой сложный и большой самолет, и это действительно вызывает уважение», – отмечается в публикации китайского издания.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о том, что конструкторское бюро «Туполев» собирается создать средний военно-транспортный самолет, который заменит украинский Ан-2.