7 ноября по новому стилю – день рождения создателя лучших в мире боевых ракет академика Михаила Янгеля, легендарность которого такова, что на Западе утверждали, будто Янгель – немецкий ракетчик, украденный спецслужбами СССР у знаменитого Вернера фон Брауна, нацистского ракетостроителя, после краха Третьего рейха вывезенного американцами в США. Но иркутяне соврать не дадут, они-то помнят и гордятся тем, что Михаил Кузьмич Янгель, учёный и конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской и Государственной премий родился именно в Иркутской губернии, в деревне Зырянова, в 1911 году.
Его связь с Южной Русью ведётся издалека: дед будущего академика Лаврентий Янгель – потомок запорожских казаков – жил на Черниговщине в деревне Рыжики. Это почти на границе нынешних Украины и Беларуси. Лаврентий горячий был казак: когда пан забрал у него жену, он поджёг панские строения и получил «восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима в деревне Зырянова, у них было 12 детей.
Интересно посмотреть, какой путь штудий и учений прошёл крестьянский сын из многодетной семьи, будущий выдающийся конструктор. После Зырянской школы учился в Нижнеилимском высшем начальном училище. Уже комсомольцем в 1926 г. переехал в Москву к своему старшему брату Константину, который учился в университете. Приходилось совмещать учёбу с работой на заводе стеклографии. Затем – на фабрике тканей в Красноармейске. Михаил окончил школу ФЗУ, в 1931 году 20-летним был принят в ряды Коммунистической партии и направлен на учебу в МАИ, где учился отлично, был секретарём комитета комсомола института.
Ещё студентом, в 1935 г., поступил на работу в авиационное КБ Николая Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы «Высотный истребитель с герметичной кабиной», прозорливо видя в студенте черты характера и судьбы М. Ломоносова.
В конструкторском бюро знаменитого Поликарпова Янгель проработал почти десять лет, дошел до должности помощника главного конструктора, участвовал в проектировании и создании истребителей И-16, И-180, И-185, модификаций По-2 и др.
В 1938 г. Янгель с группой ведущих специалистов в области авиации побывал в служебной командировке в США. В годы Великой Отечественной войны работал на заводе, выпускавшем боевые истребители. В 1948 г. поступил в Академию авиационной промышленности, после окончания которой с отличием в 1950 г. стал заниматься разработкой ракетно-космической техники в НИИ-88 в КБ Королёва.
О ракете Р-11, первой в Союзе, двигатель которой работал на азотной кислоте и керосине, дочь академика Людмила Янгель рассказала: «Отец и когда стал директором НИИ-88, тоже продолжал её курировать. Кстати, это единственная ракета, у которой значатся два главных конструктора – Янгель и Королёв. Она очень долго стояла на вооружении. Спор между отцом и Сергеем Павловичем был сугубо технический. У одного – кислота, у другого – кислород. Отец за автономную систему управления, Королев – против. Потом, когда они уже разошлись, решали разные задачи».
И вот личный «узел» Янгеля, связавший его с УССР на всю оставшуюся жизнь: в апреле 1954 г. М.К. Янгель был назначен главным конструктором особого конструкторского бюро «Южный» в Днепропетровске (ОКБ-586).
22 июня 1957 г. состоялось первое успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Как отмечают специалисты, «новые решения позволили обеспечить большую дальность полёта (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение – хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищённость ракетных комплексов». Это были первые советские ракеты, которые будут развернуты на боевых позициях в большом количестве начиная с 1959 г.
Но уже в июне 1960-го на полигоне прошли успешные испытания следующей системы янгелевского КБ – ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).
Янгель опередил Королёва на два года.
Однако произошло трагическое событие (тогда о нём не сообщалось): 24 октября 1960 г. во время выполнения предстартовых работ, за четверть часа до первого испытательного пуска ракеты Р-16, первой межконтинентальной ракеты Янгеля, произошёл несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. При огненном взрыве сгорели от 74 до 126 (данные разнятся) человек, среди них – главком ракетных войск, главный маршал артиллерии М. Неделин и большая группа ведущих специалистов КБ. Сам Янгель и ещё несколько человек чудом остались живы, поскольку, как свидетельствуют, «отошли покурить». Тогда 49-летний Михаил Кузьмич, обгоревший, слёг с инфарктом, сильно переживая гибель сотрудников, саму катастрофу, вопрос Хрущёва и упрёки вдов: «А вы почему остались в живых?»
Первый успешный запуск СС-7 был осущёствлен через четыре месяца, 21 февраля 1961 г. Что позволило СССР в октябре 1962-го предпринять попытку разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 в ответ на размещение в 1961 году США в Турции ракет средней дальности «Юпитер» («Карибский ракетный кризис»).
Кстати, академик посмеивался, когда вспоминали известное высказывание Хрущёва после посещения янгелевского КБ в Днепропетровске: «Делаем ракеты как сосиски, на автомате».
Это, однако, было близко к истине. В 1965 г. на вооружение РВСН поступила ракета третьего поколения Р-36 (СС-9), на тот момент ставшая самой мощной боевой ракетой в мире. Затем она была оснащена разгонной ступенью и получила статус глобальной, поскольку могла поразить любую точку, перехват её по тем временам был невозможен. К 1974 году Советский Союз развернул 288 ракет СС-9 всех типов, стоявших на вооружении вплоть до 1980 г.
К 1965–1966 гг. относят и пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты, размещенные в Западной Европе.
Историки отечественного ракетостроения пишут: «Именно в КБ М.К. Янгеля в 1960-х начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твёрдом топливе, вторая – на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "миномётный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а её двигатели запускались уже в полёте».
Решение М.К. Янгеля о переходе на такой тип старта было вполне революционным, опередившим США на пять лет.
С середины 1960-х КБ «Южное» стало проектировать и создавать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) четвертого поколения — РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). В них были воплощены нетривиальные конструкторские находки, которые родились в трудной творческой полемике в среде ведущих специалистов «Южного»; Янгель даже уволил своего давнего коллегу главного конструктора шахтных пусковых установок Е.Г. Рудяка, который впоследствии назвал те конструкторские решения Янгеля чудом.
«С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа – серийного выпуска», – писал академик Б.Н. Петров.
В известном Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 г. между СССР и США, имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Благодаря Горбачеву американцы осуществили свою давнюю мечту о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая гарантированный асимметричный ответ с нашей стороны, невзирая на декларирование США о непробиваемости своей системы СОИ.
СС-18, классика боевого ракетостроения, признанная самой мощной МБР в мире, стала последней работой Михаила Янгеля. Последний год он очень тяжело болел. Сказались последствия пяти (!) инфарктов, огромной ответственной работы: выдающийся конструктор скончался 60-летним, 25 октября 1971 г., прибыв в министерство, где его должны были чествовать как юбиляра.
Похоронен академик на Новодевичьем кладбище.
Именем академика Янгеля были названы школа, а также океанский лайнер-сухогруз, спущенный на воду судостроителями Херсона в 1972 г. На Памире есть янгелевский пик. Имя академика Янгеля носят улицы в московском Чертанове, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Братске и Железногорске, поселок в Иркутской области, астероид и кратер Луны.
Отрадно, что не попало под волну новейших украинских переименований «Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля» в Днепропетровске (ныне Днепр).
На здании МАИ в 1972 г. была установлена мемориальная доска с надписью: «Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы все-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведенные нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за счастье наших детей и внуков. (М.К. Янгель)».
М. Янгель обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас. По-видимому, время его славы – впереди.
Станислав МИНАКОВ
Рейтинг публикации:
|