Двухвагонный сцеп на презентации в Сочи. Фото: Вконтакте / Вагоностроительный завод
В Сочи 23 октября презентовали новый двухвагонный сцеп, в состав которого входит плацкартный вагон. Фотографий пока немного, но даже те, которые есть, позволяют судить о том, что это будет за вагон.
Если судить по данным из открытых источников, в 2019 году Тверской вагоностроительный завод завершил производство для РЖД вагонов старого образца. Последние классические плацкарты от ТВЗ можно найти в составе «крымских» поездов перевозчика «Гранд сервис экспресс», которые курсируют между Москвой и другими городами (например, между Москвой и Петербургом).
Плацкартные вагоны прежнего модельного ряда на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Кирилл Балберов
В этих плацкартных вагонах есть все современные наработки. Помимо привычных и ставших уже нормой кондиционеров и биотуалетов, там еще можно найти розетки и usb-зарядки возле каждого места и лампочки индивидуального освещения, как в купе. Вся информация о параметрах поездки в таких вагонах централизовано передается на пульт управления начальнику поезда в штабной вагон.
Плацкартный вагон производства 2019 года в составе поезда перевозчика «Гранд сервис экспресс» на Ленинградском вокзале Москвы. Фото: Кирилл Балберов
После того, как ТВЗ завершил производство вагонов старого модельного ряда, он сосредоточился на двухвагонных сцепах и двухэтажных вагонах. Когда только анонсировали сцепы, пошло много разговоров, что это будет принципиально новый плацкарт по австрийскому образцу – с большим рундуком, шторками у полок и необычной колонной со шкафчиками и столиками.
Однако пока это все не реализовано.
Интересно, что СМИ дружно написали, что в Сочи презентовали плацкартный сцеп. Однако мне попалось на глаза фото ТАСС, на котором отчетливо видно, что на одном вагоне написано – 36 мест, а на другом – 54. Значит, сцеп состоял из купейного и плацкартного вагонов.
Как мне объяснили, технология позволяет сцеплять друг с другом по два вагона любого класса. Сейчас уже есть обычные купейные вагоны, купейные штабные вагоны и плацкарты (может, потом и СВ будет). Соединять их можно по два в любой конфигурации. И необходимо, чтобы один из вагонов был главным, где едет проводник, а другой – второстепенным, где вместо купе проводника оборудована зона с холодильником и микроволновкой.
Кстати, будет ли эта зона доступна для пассажиров в условиях реальной эксплуатации, пока неясно. Кроме того, мне никто не ответил вопрос, как будет осуществляться эксплуатация душевой кабины. Если за деньги, то это означает, что туалетная комната с душем будет постоянно закрыта, а открывать ее будут только для заплативших. Тогда для пассажиров останется лишь один туалет, что для плацкартного (да и купейного) вагона – совсем не достаточно.
Еще один повод для критики сцепов – замена привычного титана новыми пурифайерами, которые фильтруют и подогревают, но не кипятят воду.
Обычная туалетная комната и туалетная комната с душем будут в каждом вагоне сцепа, а вот посадка будет осуществляться лишь через один из двух вагонов (тот, в котором едет проводник). В условиях, когда это будет сцеп из двух плацкартов, это будет означать, что в одну дверь нужно будет успеть посадить до 108 человек (хорошо, если на конечной, а не на промежуточной станции).
Двухвагонный купейный сцеп в апреле на презентации в Москве. Фото: Кирилл Балберов
Кстати, знаете, как отличить двухвагонный сцеп от обычных вагонов, если вы их просто увидели на улице? По отсутствию дверей с одной из сторон. У обычного вагона два тамбура и четыре двери, а у сцепов один тамбур и две двери. Ну и переход у них совсем другой – герметизированный.
Рисунок: Трансмашхолдинг
О купейном вагоне, входящем в сцеп, я уже рассказывал. Повторюсь вкратце, что от ныне существующих купе он отличается наличием сейфов, измененным дизайном столов со складывающимися «крыльями», наличием кнопки регулировки температуры воздуха в купе и, само собой, розетками и зарядными usb-разъемами возле каждого места.
Купе в составе двухвагонного сцепа. Верхние полки сложены. Фото: Трансмашхолдинг
Что касается плацкартных вагонов, то изменений немного. Получилось, что на базу того, что мы уже видели в купейном сцепе, перенесли старую плацкартную начинку. Главное – это уже упомянутый принцип «один проводник и один вход» на два вагона, плюс появление душа.
Изменение интерьера Тверской вагоностроительный завод в соцсети «Вконтакте» описывает так: «Стены в вагоне в бежевых тонах, полки — в лазоревых, у каждого места — индивидуальное освещение и розетка, столик между полками откидывается вверх, что создает дополнительное пространство».
Плацкартный вагон в составе двухвагонного сцепа. Фото: Вконтакте / Вагоностроительный завод