» » » Ученые сравнили мозг неандертальца и человека

Ученые сравнили мозг неандертальца и человека

17-11-2010, 15:28 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 892)

http://images.izvestia.ru/inauka/53158.jpgОбладая таким же большим мозгом, как и современный человек, неандертальцы тоже владели речью. Однако, согласно новым исследованиям немецких ученых, развитие их мозга существенно отличалось от нашего и было ближе к шимпанзе. Обнаруженные различия позволяют предположить, что речевые навыки неандертальцев и формирование социальных связей вряд ли были такими же сложными, как у нас.

Палеоантропологи Жан-Жак Хублин, Филипп Ганз и Саймон Нойбауер из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия) провели сравнение компьютерных томограмм мозга 58 людей и 60 шимпанзе, от новорожденных до взрослых. Исследователи использовали трехмерные изображения и несколько сотен контрольных точек на черепе для точного сопоставления мозга человека и шимпанзе с учетом их различий в размере. Результаты работы, опубликованные в этом месяце в Journal of Human Evolution, показали, что у человека, в отличие от шимпанзе, в первый год жизни увеличиваются в размерах преимущественно париетальная и височная кора, а также мозжечок. Это приводит к характерной округлости черепа человека.

В другом исследовании, опубликованном этой группой 9 ноября в Current Biology, ученые использовали ту же методику для изучения ископаемых останков девяти неандертальцев, включая новорожденных, годовалых детей и более взрослых детей. Поскольку мозг не каменеет, они обследовали эндокраниальные слепки, т.е. отпечатки мозга на внутренней поверхности черепа. Было обнаружено, что при рождении как у неандертальцев, так и у современного человека черепа младенцев имеют одинаковую вытянутую форму (за исключением лицевой части, которая у неандертальцев существенно больше). Но в течение первого года жизни мозг современного человека становится более округлым, чего не наблюдается у неандертальцев. Как и у шимпанзе, у неандертальцев не происходило преимущественного роста париетальных и мозжечковых областей мозга, несмотря на увеличение мозга в целом.

«Хотя они имели мозг того же размера, что и мы, неандертальцы не имели того, что люди получают в первый год жизни», – говорит Хублин. Он отмечает, что нарушения развития перечисленных областей мозга обычно сопровождаются дефектами развития речи и социального взаимодействия. Это позволяет предположить, что неандертальцы не обладали таким же развитым языком, ремеслами и другими видами поведения, которые позволили современному человеку сформировать сложное сообщество.

Палеонтолог Эмилиано Брунер из Национального исследовательского центра эволюции человека в Бургосе (Испания) хвалит это открытие: «Они, наконец, продемонстрировали, что этот этап (приобретение мозгом шаровидной формы) отсутствует у неандертальцев». Однако антрополог Марсия Понс де Леон из Цюрихского университета в Швейцарии выражает беспокойство по поводу того, что выборка была слишком малой и отмечает, что новый анализ основывается только на эндокраниальном отпечатке одного неполного черепа годовалого ребенка неандертальца и более взрослого ребенка. Хублин и Ганз признают проблему размеров выборки, но замечают, что они также использовали компьютерное моделирование возрастного развития мозга, которое не опирается на данные ископаемых останков детей. Когда было смоделировано развитие мозга современного человека без стадии роста, на которой мозг приобретает шарообразную форму, то оно становилось похожим на развитие мозга неандертальца. Также, авторы говорят, что недавно они подтвердили свое открытие на втором, более сохранившемся черепе новорожденного неандертальца.

Сейчас ученые занимаются исследованием того, как развитие мозга может быть связано с генами, различающимися у современного человека и неандертальца. «Очень незначительные различия в критический момент развития могут иметь серьезные последствия», – говорит Ганз. Об этом сообщает Информнаука со ссылкой на ScienceNow.

Источник: nauka.izvestia.ru.

1. » #1 написал: Wil (17 ноября 2010 23:00)

это блин, чушь собачья.
    Неандертальцы не обладали речью, именно из-за слабо развитых лобных долей мозга. Там и сидит речевой аппарат.
    а макаку, хоть с месячного возраста учи говорить - она не заговорит.