» » » У бактерий микоплазм нашли белок, который связывает абсолютно любые антитела, независимо от их специфичности, отвлекая тем самым иммунитет от настоящей цели

29-09-2019, 12:04 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Swarm | комментариев: (0) | просмотров: (791)

У бактерий микоплазм нашли белок, который связывает абсолютно любые антитела, независимо от их специфичности, отвлекая тем самым иммунитет от настоящей цели. Благодаря ему бактерия может жить в организме довольно долго, не боясь иммунной атаки.

В Институте Скриппса (США) обнаружили у бактерий любопытный молекулярный механизм, который позволяет им не обращать внимания на любые антитела, которые иммунитет мог бы направить против них. Своё неожиданное открытие Ричард Лернер (Richard A. Lerner) и его коллеги сделали, когда изучали развитие множественной миеломы, начинающейся из-за неуклонного размножения предшественников В-клеток.

Известно, что многие злокачественные заболевания крови возникают вследствие затянувшихся бактериальных или вирусных инфекций. Чтобы лучше понять, что при этом происходит, исследователи сосредоточились на микоплазмах, которые могут довольно долго оставаться в организме, находясь при этом на поверхности клеток.

На микоплазме протестировали антитела из крови больных миеломой, и среди бактериальных белков, с которыми они связались, внимание учёных привлёк один, принадлежащий Mycoplasma genitalium. Казалось бы, что удивительного в том, что антитела взаимодействуют с бактериальным белком? Однако с этим белком взаимодействовали вообще все антитела. При этом не антитела вырабатывались в ответ на появление этого белка, а он появлялся для того, чтобы связать хозяйские антитела.

Иммуноглобулины, как вы помните, состоят вариабельной и консервативной частей. Аминокислотная последовательность вариабельной части у разных антител может варьироваться как угодно, ведь именно с её помощью антитела способны ухватить какую угодно чужеродную молекулу. Консервативная же часть постоянна у всего множества вариантов антител — и именно её хватает белок микоплазмы, названный белком М.

Белок М служит для антител универсальной «подсадной уткой», отвлекая их внимание от тех белков, против которых они создавались. Сколько бы видов иммуноглобулинов иммунная система ни производила, этот белок всё оттянет на себя. При этом, надо думать, своеобразное взаимодействие между иммуноглобулинами и белком М не приводит к активации обычной иммунной реакции, которая запускается, когда антитело обнаруживает настоящую цель.

Возможно, подобными белками пользуются не только микоплазмы, но и другие бактерии, однако это всё равно нужно проверить. Скорее всего, этот белок М в ближайшем будущем станет ещё одной мишенью, используемой в борьбе с инфекцией. Кроме того, его можно применять в противораковой терапии: изменив его структуру и нагрузив каким-нибудь лекарством, М можно «натравить» на злокачественные иммунные клетки, с которыми он свяжется через антитела на их поверхности; здоровых же клеток белок М не тронет.

Источник: ai-news.ru.