Неожиданно удивили фирмы, входящие в Роскосмос. Компьютерный симулятор внекорабельной деятельности чего стоит, когда любое задание, которое предстоит выполнить на поверхности МКС можно пошагово просчитать не просто на некой усредненной модели, а на конкретной конфигурации станции. Еще дальше пошли разработчики одной из «дочек» Российских космических систем, создав виртуальный земной шар в режиме реального времени: информация, поступающая со спутников дистанционного зондирования Земли, становится доступной, причем не только специалистам, но и простым пользователям, включая школьников.


Удивили китайцы, вживую показав, чего может достичь университетская наука – но об этом тоже стоит поговорить отдельно. А вот о чем посланцы Поднебесной демонстративно умалчивают – о перспективах сотрудничества с украинским авиапромом, хотя так хотелось узнать, чья же теперь запорожская фирма «Мотор Сич». По слухам, уже китайская.
Это скорее личные впечатления, итоги деловой части третьего дня организаторы подведут чуть позже. МАКС-2019 в зените, но работа на конференц-площадках, в павильонах, тем более – в закрытых для посторонних шале, все такая же интенсивная.

 

На серийные Ми-38 ставят климовские двигатели, но это совсем не та песня

В целом день был спланирован достаточно грамотно. С утра провели первый блок показательных выступлений. Зрители увидели в деле перспективный легкий истребитель Миг-35, первый серийный Ми-38 в исполнении vip-салон, пилотаж на Як-50. Второй блок открылся парадом «Вертолетов России» во главе с новейшей модификацией самого грузоподъемного в мире Ми-26Т2В, за которым следовали боевые Ми-28НМ и Ка-52, новинки салона – транспортный Ми-38Т и Ка-62 универсального назначения, «Ансат», Ка-226... Всего одиннадцать вертолетов.


О Ми-38, очень перспективной новинке, стоит рассказать особо. Этот вертолет по размерам находится между знаменитой «восьмеркой» с ее многочисленными модификациями и Ми-26. Первые машины испытывали с двигателями «Пратт энд Уитни», и результаты были потрясающими – впервые превышен потолок в восемь тысяч метров. На серийные машины ставят наши силовые установки, климовские – но, как посетовал один из сотрудников фирмы Миля, это совсем не та песня, которая задумывалась изначально. То есть движки остаются самым слабым местом нашей авиации. Будем надеяться, через два года МАКС-2021 станет тем самым, на котором главными триумфаторами окажутся российские моторостроители.

Алексей Песков, специальный корреспондент «ВПК»