Уже вскоре Формула-1 может в очередной раз измениться до неузнаваемости.
(Не) королевские соревнования
Если вы знаете термины «рекуперативное торможение» и «регулируемое заднее антикрыло», то рассказывать о технике самых престижных автогонок в мире не нужно. Ну а человеку, не знакомому с большими гонками стоит, прежде всего, сказать самую важную вещь: характеристики болида определяет технический регламент, за который отвечают стюарты Международной федерации автоспорта (Fédération Internationale de l'Automobile). Именно чиновников FIA мы должны благодарить за безопасность престижного автоспорта. А еще за жуткие передние «носы» болидов Формула-1, пугающего вида защитную систему HALO и за то, что звук привычных миллионам фанатов рева моторов V8 заменили «жужжанием» 1,6-литровых турбированных двигателей V6.
Однако все это мелочи в сравнении с негативом, который получают фанаты после многолетнего доминирования Red Bull или Mercedes. Когда победитель Кубка конструкторов становится фактически известным еще в июне, когда до окончания сезона очень и очень далеко. Впрочем, претензии уже в данном случае нужно высказывать не FIA, а командам, которые не могут эффективно противостоять лидеру. Возможно, все изменится в 2021 году, когда в дело вступит новый регламент. Посмотрим, что именно будет собой представлять Формула-1.
«Мы наш, мы новый мир построим»
В период Гран-при Канады в первой половине июня команды получили объемный проект реформы 2021 года, который включал как спортивный, так и технический регламенты. Все могло решиться относительно быстро и «безболезненно», но по итогам дальнейших переговоров между командами, FIA и группой компаний Formula One Group, приняли решение отложить принятие регламентов до октября текущего года.
Впрочем, появившаяся ранее информация и так дает много поводов для радости (или для грусти, смотря с какой стороны посмотреть). Например, стало известно, что над техническим регламентом работает группа технического директора чемпионата Росса Брауна: основная задача состоит в том, чтобы уменьшить влияние завихрений воздуха позади автомобиля на аэродинамику машины преследователя. В будущем это якобы обеспечит более продолжительные и захватывающие схватки на трассе. Пока что, как пишет Чемпионат, точных данных никто не предоставляет, однако, по неподтвержденным сведеньям, можно ожидать возвращения граунд-эффекта, в рамках которого основную часть прижимной силы будет генерировать разреженный воздух под днищем болида.
Когда мы начали изучать машину 2021 года, главной целью было облегчить преследование соперника, потому что, как показали наши исследования, сейчас в этом смысле все довольно плохо…сейчас, оказавшись позади другой машины, болид теряет порядка 50% прижимной силы
— заявил ранее Росс Браун.
Еще одна важная цель — снизить траты. Если верить представленной ранее информации, организаторы хотят повысить число унифицированных компонентов — речь о деталях, не влияющих принципиально на скорость болида, однако требующих больших вложений при разработке. Руководство Формулы-1 хочет, чтобы коробки передач командам поставлял единый производитель, выбранный FIA, а такие компоненты как рулевая колонка, тормоза, колесные диски и HALO команды строили сами, но по предоставленным федерацией чертежам. Или же путем покупки этих деталей у одного производителя.
Внешность — главное
Специалисты также искренне старались сделать машины более привлекательными: по крайней мере, на первом этапе. Представленные в 2018 году концепты демонстрировали футуристичные модели, которые многие сравнили с «героями» гоночных компьютерных игр. Модели с тонкими шинами и широкими, но низкими задними антикрыльями выглядели намного лучше того, что есть сейчас, вне зависимости от критериев определения красоты: вообще в сравнении с современными машинами Формулы-1 любой другой автомобиль покажется топ-моделью среди автомобилей.
Даже вызывающе отвратительное HALO постарались сделать более изящным, хотя спереди оно все так же выглядит, словно инородный элемент. Однако, как и предлагали некоторые прозорливые эксперты, реальность преподнесла ряд неприятных сюрпризов. Более поздний вариант болида Формулы-1 будущего выглядит как большая машина Индикара, так что едва ли такое авто может понравиться человеку, который впервые увидит Формулу-1.
Он раннего футуризма не осталось и следа: ситуацию наверняка сможет хорошо понять каждый, кто хоть раз видел концепт-кары на автошоу и мог сравнить их с более поздними серийными моделями. Осложняет ситуацию то, что при курсе на унификацию уродство может быстро заразить все болиды: что-то подобное мы видим сейчас в случае с вышеупомянутыми длинными «носами».
Критикуешь — предлагай
Кризисные явления в Формуле-1 существуют не первый год и не первое десятилетие. И, пожалуй, единственное, что реально удалось сделать организаторам кроме снижения смертности — это повышение экологичности гонок. Одним из нововведений технического регламента Формулы-1 в 2021 году как пишет Auto Motor und Sport, станет переход на биотопливо, добываемое путем переработки биологического сырья растительного и животного происхождения. Через несколько лет этот процент биотоплива сможет достигнуть 20%. Ну а потом можно ожидать и все 100%. Однако несколько лукавят те, кто говорит, что Формула-1 находится на острие прогресса автомобилестроения. «Королева автоспорта» — это, прежде всего азарт, риск и драматичность (в хорошем смысле этого слова). Ну, или, по крайней мере, так мы хотим видеть будущие соревнования Формулы-1. И уж никак не состязание в духе «кто доедет до финиша без выбросов вредных веществ». Для этого, образно говоря, есть горячо любимая многими и столь же многими ненавидимая Tesla.
Конечно, старому фанату Формулы-1 хочется верить в «чудо»: красивые машины и жесткая борьба на трассе. Масла в огонь подливают спортивные журналисты и представители команд, которые любят использовать «обтекаемые» формулировки и рассказывать про «невероятный прогресс». Однако иногда можно слышать и не самые приятные, но вполне трезвые оценки.
Есть единственный ключ к тому, чтобы улучшить гонки и сократить разрыв между малыми и большими командами. Для этого надо просто оставить правила в покое…каждый раз, когда меняется регламент, у больших команд оказывается больше ресурсов
— сказал исполнительный директор автоспортивного подразделения Mercedes-Benz Тото Вольфф.
И правда, каждое изменение правил сильно бьет по командам-новичкам и тем коллективам, которые не имеют такой большой финансовой подушки безопасности, как в «Феррари» или «Мерседесе». Возможно, в этом и кроется истинный успех для Формулы-1.