» » » Ученые призвали к мировому запрету использования технологии генного редактирования CRISPR

15-03-2019, 12:43 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (756)

В прошлом году китайский генетик Хэ Цзянькуй, несмотря на запрет, действующих на территории Поднебесной, провел крайне сомнительный с точки зрения нравственности и этики эксперимент по генному редактированию эмбриональных клеток человека, вследствие чего на свет появились первые близнецы с отредактированным геномом. О своей работе Хэ Цзянькуй поделился на Втором международном саммите по генному редактированию. Очень скоро большая часть мировой академической общественности осудила действия Хэ. А правительство Китая даже открыло на него уголовное дело.

В ответ на растущую обеспокоенность по поводу преждевременного внедрения технологии генного редактирования в клиническую практику группа из 18 ученых из 7 стран мира, в числе которых и два разработчика технологии редактирования генома CRISPR/Cas, Эммануэль Шарпентье и Фэн Чжан, призвали ввести глобальный запрет на использование генетического редактирования жизнеспособных человеческих эмбрионов для рождения CRISPR-людей. Открытое письмо, призывающее запретить использование этой технологии как минимум на 5 ближайших лет, было

опубликовано

в научном журнале Nature.

Авторы манифеста понимают временный мораторий в качестве добровольного отказа от подобных экспериментов, пока не будет уверенно выполняться ряд условий. Например, авторы указывают на обязательное информирование международного сообщества еще до одобрения таких экспериментов, прозрачную работу по рассмотрению заявок на проведение таких экспериментов, а также проведение дискуссий в обществе по поводу уместности подобных экспериментов.

«Страны могут выбрать разный подход, но они должны согласиться работать открыто и с уважением к мнению общества по вопросу, который в конечном итоге касается всего вида», — пишут ученые.

Авторы обращения особенно подчеркивают, что мораторий не должен касаться редактирования эмбрионов в научных целях без подсадки их в матку, а также редактирования соматических клеток для лечения заболеваний.

«Хотя технологии в последние несколько лет развивались, редактирование клеток зародышевой линии пока недостаточно безопасно или эффективно, чтобы использовать его в клинических целях. Научное сообщество согласно, что для такого применения риск неполучения нужных изменений или возникновения непредвиденных мутаций все еще неприемлемо велик. В этом направлении ведется значительная исследовательская работа», — говорится в опубликованном документе.

Авторы также считают, что необходимо понимать разницу межу генетическим редактированием, направленным на защиту от потенциальных болезней, и редактированием, направленным на усиление определенных генетических параметров у людей. По мнению ученых, вопрос защиты будущего ребенка от потенциальных болезней более сложен и требует более глубокого обсуждения. Но редактирование генов для усиления определенных способностей человек, по крайней мере на данном этапе развития технологии генной модификации, авторы доклада считают полностью неприемлемым.

Ученые напоминают, что сегодня у пар с высоким риском передачи мутации, вызывающей то или иное заболевание, есть возможность экстракорпорального оплодотворения и предимплантационной генетической диагностики. Авторы манифеста считают, что совершенствование этих процедур на данный момент является наиболее безопасным способом предотвращения передачи генетических заболеваний.

Ученые также подчеркивают необходимость вовлечения широкого общественного мнения на вопрос генного редактирования. Докладчики уверены, что решения о таких экспериментах не должны приниматься только научным сообществом. Кроме того, они призывают всех независимых ученых, а также научные организации, которым стало известно о таких экспериментах или планах по их проведению, сообщать эту информацию широкой общественности. В качестве отрицательного примера докладчики приводят случай с Хэ – были люди, знавшие о его работе, но они не сделали ничего, чтобы их прекратить.

Источник: hi-news.ru.