Несмотря на обилие менее скоростных, дозвуковых самолетов деловой авиации, олигархам и мэрам городов давно хотелось иметь в своих авиапарках молниеносные летающие машины. Взять хотя бы Романа Абрамовича, который, по слухам, однажды едва не решился лететь по губернаторским делам на Чукотку на военном “МиГе-31”. Сверхзвуковой — значит, домчит до места в два раза быстрее — со скоростью 1700 км/ч (вместо 800). К тому же никаких особых расписаний ему придерживаться не надо, поскольку он летит на 6 км выше основного пассажирского эшелона. Однако военно-воздушные силы Абрамовичу не помогли — “МиГу” в воздухе потребовалась бы дозаправка. Поэтому решили не мудрить и лететь на обычном пассажирском.
Но проблема-то осталась. Кто только не пытался разработать удобный небольшой перевозчик! (“Ту-144” и “Конкорд”, как нелетающие и крупногабаритные, в расчет не берутся). Американцы вложили в разработку сверхзвукового аэротакси 2 млрд. долларов — и все без толку. Неужели наши снова переплюнули всех и решили проблему?
— Просто западные разработчики шли не тем путем, — раскрывает секрет один из создателей концепции Вячеслав КАЖАН. — Они хотели сделать самолет и нешумным, и максимально комфортным для пассажиров. Например, чтобы они могли стоять в салоне в полный рост. Но крупный самолет создает большой звуковой удар, и с этим ничего не поделаешь. Мы же рассудили так: если самолет пребывает в воздухе максимум часа три, преодолевая за это время огромные расстояния, то не будет ничего страшного, если наши олигархи или представители городских администраций побудут это время в сидячем положении. Анализ эксплуатации деловых самолетов показал, что в основном они используются в режиме однодневной деловой поездки (утром — из дома, днем — деловая встреча, вечером — домой). При этом 93% маршрутов не превышают дальности 4000 км.
— И чего же можно добиться, усадив пассажиров в самолет уменьшенных размеров?
— Уменьшив габариты летающего средства (диаметр его салона может составлять 1,3 на 1,4 м), мы существенно снизили внешний шум. Преодоление звукового барьера маленьким самолетом для оставшихся на земле будет сопровождаться лишь отдаленным “раскатом грома”.
— А что будут чувствовать пассажиры летающего такси?
— Ничего особенного. Уровень шума внутри там будет такой же, как и в обычном самолете.
— А как же насчет прочих удобств в салоне: выпить, закусить, сходить в туалет?
— Самолет рассчитан на пятерых — пилот и четверо пассажиров. Так вот среди клиентов при необходимости можно разместить одного помощника, который на специальном столике будет разливать чай и аккуратно передавать его из рук в руки. Напоминаю, что даже самые важные особы в поездках на авто из одного города в другой вполне выдерживают по нескольку часов без первого и второго блюд. Ради скорости можно обойтись и чашечкой чая. Ведь если сейчас на авиатакси часа за два можно долететь только до Краснодара, то на нашем самолете за то же время можно запросто махнуть до Новосибирска.
Что касается туалета, его можно устроить, но добираться до него придется согнувшись.
— Интересно, сколько времени может пройти с момента заказа такого такси до его вылета?
— Если самолет будет находиться в собственности у горадминистрации или какой-нибудь фирмы, вылет возможен уже через 2—3 часа после принятия решения о полете. Это время понадобится для уведомления диспетчерских служб. По крайней мере так происходит в развитых странах при использовании обычных аэротакси. Если авиатакси станет базироваться в аэропорту, то пассажирам придется пройти минимальные процедуры проверки личности и багажа при проходе на летное поле.
— А какие условия нужны для разгона вашего самолета?
— Он может взлететь со взлетно-посадочной полосы длиной в 1200 метров — такие есть даже на аэродромах 4-го класса в каждом райцентре.