Ледокол "Лидер"

Дальневосточная верфь «Звезда» вплотную приближается к началу строительства самого мощного атомного ледокола в мире «Лидер». Это судно, как и другие крупные суда, будет способствовать нынешним планам России по развитию Северного морского пути и проектов арктического шельфа. Как обстоят дела на самой перспективной российской верфи и когда ждать первых морских гигантов?

Особенность «Звезды» — создание вокруг предприятия целого производственного кластера, который будет обеспечивать завод всем необходимым. «Звезда» уже ввела в строй первую очередь производственных мощностей, на предприятие прибыл и огромный плавучий док, который способен поднимать из воды крупнотоннажные суда для ремонта и обслуживания.

Однако главное состоит в том, какое влияние верфь «Звезда» окажет на экономику России и дальневосточного региона. Эксперты и аналитики уже называли этот эффект мультипликативным — это и рабочие места, и инвестиции, и развитие дальневосточной промышленности. Верфь будет строить и гиганты ледового класса, и элементы морских платформ, крупнотоннажные суда и другую морскую технику.

Одним из самых громких проектов «Звезды» является создание головного атомного ледокола «Лидер». Как рассказал в интервью ТАСС гендиректор «Звезды» Сергей Целуйко, его строительство начнётся в 2020 году — для этого уже всё готово.

Глобальная концепция

По словам Целуйко, «Звезда» — это одно из самых главных проявлений государственного подхода к развитию отечественного судостроения. Предприятие уже дало тысячи рабочих мест, а также привлекло передовые технологии и компетенции.

«Проект способствует развитию промышленности и науки, даёт мультипликативный эффект для экономики всей страны. Кроме того, государство, крупнейшие российские компании приступили к активному освоению шельфовых проектов и развитию Северного морского пути», — сказал Целуйко.

Для реализации столь масштабного проекта на Дальнем Востоке была создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Большой Камень». Таким образом, развитие всего промышленного кластера Большого Камня получает стимул в виде преференций для резидентов территории, обнуления налогов на прибыль, имущество и землю. Эти меры введены на первые пять лет.

Сергей Целуйко особенно выделил роль «Роснефти» не только как одного из крупнейших участников консорциума — акционеров «Звезды», но и как компанию, которая активно развивает шельфовое направление. Верфь «Звезда» будет строить суда, которые смогут удовлетворить запросы российских компаний в области хранения и транспортировки нефти и природного газа.

«Кроме того, мы выходим на новый уровень, начинаем строить более современные суда. «Афрамаксы», которые построит ССК «Звезда», будут работать на газомоторном топливе. Начиная с 2020 года вводятся новые требования, в ряде регионов ужесточаются требования к уровню выбросов. Нефтекомпании заинтересованы в получении таких судов», — сказал гендиректор «Звезды».

Положение дел

Говоря о танкерах «Афрамакс», Целуйко отметил, то первый из них будет спущен на воду в 2021 году. В 2018 году со стапелей верфи сойдёт вообще самое первое изделие — это будет ледовое судно снабжения. В портфеле «Звезды» сейчас 37 судов. При этом заказчики продолжают усиливать свой интерес к предприятию — в конце 2018 года «Звезда» зарегистрировала рост заказов на 42%. Новые контракты продолжают заключаться и сейчас.

«До 2035 года планируется довести портфель заказов до 178 судов. Якорным заказчиком является «Роснефть», разместившая заказ на 26 судов, в том числе 12 танкеров-челноков ледового класса Arc6 и Arc7, четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса, десять танкеров класса «Афрамакс», — отметил Целуйко.

Строительство верфи продолжается. И это уже позволяет говорить о том, что предприятие станет очень современным. Этому есть простое и логичное объяснение: главные конкуренты России — верфи Южной Кореи. Однако их производственные мощности закладывались в 1970-е годы, тогда как «Звезда» изначально строится как предприятие XXI века и на основе самых последних и передовых технологий.

В чём же сильная сторона «Звезды», если учитывать этот фактор? Конечно, в высокой степени автоматизации производства. Южнокорейские лидеры рынка этим похвастаться уже не могут, хотя их продукция пользуется огромным спросом на мировом рынке.

Сразу возникает второй вопрос — не приведёт ли это к удорожанию производственного процесса? Господин Целуйко отметил: не приведёт. Дело в том, что автоматизация процессов позволяет сделать процесс производства более экономным, а значит, это с пользой скажется на конечной цене. Также это способно сделать продукцию «Звезды» более конкурентоспособной на мировых рынках.

Западный заказчик может отдать предпочтение, например, российскому танкеру, который более экономичен, чем «прожорливому» южнокорейцу. На верфи также реализуется сборка судов крупными секциями, а это значит, что процесс производства становится более быстрым и лучше оптимизированным.

«Американская практика, к примеру, предусматривает, что суда, перевозящие углеводороды с месторождений на Аляске, должны быть американского производства. И это — закон, который не оспаривается. Заметим, что производство современного танкера типа «Афрамакс» в Америке в три раза дороже, чем в России. И это никого не смущает», — сказал Целуйко.

«Лидер» «Звезды»

Гендиректор предприятия затронул и тему создания на «Звезде» уникального гиганта — атомного ледокола проекта 10510 ЛК-120 «Лидер». Его создание идёт в соответствии с указаниями президента и правительства.

Кроме головного «Лидера» будут построены ещё два серийных танкера.

Финансирование предусмотрено из федерального бюджета. Для «Лидеров» открыта поддержка «нулевого» этапа разработки рабоче-конструкторской документации. По словам Целуйко, все эти факторы должны обеспечить начало строительства головного «Лидера» в 2020 году.

Совокупность всех факторов, включая льготы и технологическое преимущество, позволит «Звезде» стать достойным конкурентом для иностранных предприятий, а также способна предопределить конкурентные преимущества будущей продукции. Впечатляют и возможности верфи — высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, включая лазерные технологии проверочных работ на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования.

При таких раскладах очень скоро российские компании получат российские же танкеры и перестанут ориентироваться на иностранную продукцию. Сама же «Звезда» будет двигать вперёд экономику России в целом и Дальнего Востока в частности.