Вот такие аппараты испытывают сейчас полицейские в Дубае
Но куда интереснее, что разработала и производит их российская компания Hoversurf.
Впрочем, опасаться того, что вам в окно постучит участковый верхом на такой штуке, едва ли стоит. Агрегат стоит от $150000. Так что пока только Дубай.
Летом прошлого года несколько дней в топе новостных лент висело сообщение о том, что российской компании Hoversurf удалось впервые в мире поднять в воздух электрический квадрокоптер с человеком на борту, тем самым осуществив давнюю мечту экстремалов построить летающий мотоцикл. Новость сопровождали фотографии и видео летающего мотоцикла на фоне теннисного корта в «Сколково».
Офис компании ОКБ «АТМ грузовые дроны», которой принадлежит бренд Hoversurf, находится на 2-й Магистральной улице. Он напоминает микс из кибер- и стимпанка. На стенах висят скетчи собственных летающих мотоциклов, дронов-такси, летающих автомобилей и фантазий дизайнеров со всего мира на эту же тему, включая летающие мотоциклы с гипердрайвами. В углу стоит полуразобранный прототип моноколеса, выполненный в стимпанковской манере. А через полчаса после начала нашей беседы в офис заехал и сам его конструктор Макс на очередном своем колесе. Выглядит он столь колоритно, что, смеясь рассказывают его коллеги, часто пугает окрестных бабушек. Но о моноколесах в следующий раз, сейчас у нас не менее интересная тема — летающие мотоциклы.
Верхом на мечте
Главный инвестор, вдохновитель, мотор и идеолог компании — Александр Атаманов. У Александра три высших образования, одно — техническое, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, второе — юридическое, Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС), и третье — менеджмент, магистратура в ВШЭ по программе «менеджмент инноваций». В секторе высоких технологий он человек неслучайный, за свои предыдущие проекты стал лауреатом государственной премии в области инноваций. Так что ховербайк — это не первый его опыт в инновационной сфере, а скорее мечта. «Мои ранние проекты превратились в бизнесы, что позволило получать постоянный доход и финансировать свою мечту», — рассказывает Александр. На деньги от предыдущих проектов он и запустил новое направление, набрав в компанию лучших специалистов из МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, а также из США, Латвии, Украины, Китая.
Scorpion-1 Первый ховербайк компании Hoversurf, который своим полетом летом прошлого года наделал столько шума в прессе.
Проект изначально замысливался Александром как некоммерческий и призван был в первую очередь вдохновить людей. «Мы представляли себе следующую картину: идет по улице молодой парень, а над ним проносится летающий мотоцикл. Вау! Круто! Я тоже хочу! — загорается Атаманов. — На этой волне у нас и сформировалась первая команда энтузиастов, и мы начали проект. В какой-то момент ребята почувствовали, что пошли подвижки на рынке: Intel проинвестировал в немецкий проект E-Volo (большой электрокоптер), на CES выстрелил китайский E-Hang, забрал Гран-при и получил кучу денег, Uber выпустил отчет совместно с Airbus, где они прогнозируют уже через три года летающие городские такси, сам Airbus засветил тему грузовых беспилотников, Google начал исследования в этой области. И мы подумали, почему бы нет, раз у нас уже есть технологии и летающие прототипы. Давайте упакуем все это в классический инновационный стартап и займемся тяжелыми беспилотниками для перевозки грузов и людей. Получили инвестиции, и сейчас компания активно развивается».
Сказано — сделано
Компания стартовала в 2014 году, а в 2016-м летом аппарат впервые взлетел вместе с человеком. Эту презентацию проводили в Сколково, в рамках Startup Village 2016. Новость имела самый большой охват аудитории за всю историю Сколково, при этом Hoversurf не является сколковским резидентом. Ребята решили остановиться на квадрокоптерной схеме. Первый квадрокоптер с бензиновыми приводами на все четыре пропеллера поднялся в далеком 1930 году. Система была сложна в управлении, и с изобретением автомата перекоса о ней, казалось, все забыли. Но в 2008 году китайская компания DJI по сути создала новый рынок дронов-коптеров — электрические двигатели и электронные полетные контроллеры решили проблему стабилизации и управления. После этого коптеры стремительно завоевали рынок игрушек, а потом — аэросъемки, мониторинга и военной разведки. Это не привычный летающий аппарат, а скорее летающий компьютер. Идеальная платформа для беспилотных полетов. Причем с большим КПД, так как нет тяжелых деталей типа автомата перекоса, хвостов, гигантских лопастей. Словом, это новый вид транспорта XXI века. Остался последний шаг — создать большие коптеры для перевозки людей и грузов.
Безопасность
Первый вопрос, приходящий в голову при взгляде на ховербайк Scorpion-1, — как у него с безопасностью? Возможна ли авторотация, как у современных вертолетов? «Для квадрокоптера это, к сожалению, нереализуемо, и система безопасности у нас иная», — видно, что этот вопрос Александру задают чаще всего. Летающий мотоцикл Scorpion-1 — транспорт для экстремалов. У него программно ограничена высота полета — не выше 5 м. Кроме того, пилот обязательно находится в самой совершенной на данный момент защите. В этом случае при падении с пятиметровой высоты он не получит тяжелых травм.
Все существующие прототипы ховербайков свободно размещаются в кузове пикапа Volkswagen Amarok и легко проходят в стандартный дверной проем. Проверено на практике при затаскивании в редакционную фотостудию на шестом этаже.
Для более грузоподъемных и менее экстремальных дронов есть два пути. Первый, по которому идут E-Hang и E-Volo, — увеличение количества движителей. У этого решения есть куча недостатков. Например, огромные габариты, увеличение числа пропеллеров приводит к уменьшению КПД системы в целом. «Двигатель и пропеллер, я точно могу сказать, — самые надежные детали в коптере, — продолжает Александр Атаманов. — А самые слабые — электроника и ПО. И именно там скрыто максимальное количество рисков и отказов». Поэтому системы безопасности должны быть автономными от систем полета, и увеличение количества пропеллеров проблемы не решает. Атаманов делает ставку на выстреливающиеся парашюты, которые позволяют спустить транспортное средство на землю без повреждений. Для того чтобы полет квадрокоптера был безопасным, компанией Hoversurf разработана электронная система X-BI, предотвращающая аварию при разрушении одного пропеллера или поломке мотора на низких высотах (ниже зоны парашютирования). При активации система плавно сажает дрон на землю, однако управление при этом теряется. Помимо X-BI разработана связь «дрон-пилот» для исключения бесконтрольных действий и нештатных ситуаций, связанных со смещением пилота с основной позиции или потерей управления. Системы сонара и компьютерного зрения помогают избегать столкновений с другими объектами, в том числе дублируя барометр основного компьютера для удержания безопасной высоты.
С безопасностью связан и материал винтов. Когда начинали проект, ребята прогнали на испытательном стенде все доступные винты — немецкие, чешские, американские, китайские, а это очень дорогое удовольствие. В итоге они сами разработали необходимую нам форму винтов, которые, кстати, производятся в России. Первоначально их делали из углепластика, но сейчас перешли на российскую березу. Композитный пропеллер очень прочный, и при попадании человека под него работает как ножи мясорубки. А березовый при контакте с защитой разлетается на щепки и более безопасен для пилота.
Летающий компьютер
А почему пилот сидит сверху? «Для классических авиаконструкторов вынесение центра тяжести вверх — это нонсенс, — отвечает Атаманов. — Но наш аппарат гораздо устойчивее мотоцикла. Компьютер тысячу раз в секунду отрабатывает положение ховербайка. Для такого коптера центр тяжести вообще не важен — вы можете на него столб поставить, и он будет держаться. Этим компьютер отличается от пилота, для которого держать баланс — огромная работа». Традиционно квадрокоптеры относятся к IT-проектам, что показывает, что самое главное ноу-хау лежит именно в области ПО. И программирование ховербайка составляет около 60% всех работ.
Для увеличения продолжительности полета Hoversurf работает над гибридной установкой FPE на базе линейного генератора, который не содержит ни одного подшипника, шатуна или коленвала и поэтому легче классического ДВС. Несколько мировых институтов и компаний уже представили свои прототипы линейных двигателей. Благодаря появлению микрокомпьютеров удалось внедрить в его концепцию обмотки генератора для создания компактного и легкого устройства с высоким КПД. Применение FPE-генератора позволяет увеличить время полета с 27 минут на аккумуляторах до двух часов. А работа на обычном топливе дает возможность использовать существующую инфраструктуру АЗС для дозаправки. При этом гибридная схема в платформах взаимозаменяемая: можно использовать или гибрид, или исключительно АКБ — в зависимости от задач.
В полет
Но можно ли прямо сейчас сесть на Scorpion-1, Scorpion-2 или новый Scorpion-3 и полететь? «Технических препятствий нет, — говорит Атаманов. — Главная проблема в законодательстве, которое пока никак не регулирует эту область. Второе — инфраструктура, посадочные места и трассы. Но все эти вопросы решаемы. Поэтому пройдет совсем немного времени, вы даже не представляете, насколько мало, и мы все начнем не ездить, а летать. В прямом смысле этого слова».
Иллюстрации предоставлены Hoversurf
Статья «Летающий мотоцикл» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Вы видите над собой полчища вертолетов, которыми все пользуются?
Ещё раз цитирую, основную мысль: "и мы все начнем не ездить, а летать".
У меня с головой всё в порядке. Не надо выкидывать в эфир бесполезные аггрессии.
Вокруг меня нехватка вертолётов потому-что это дорогое удовольствие. Но если представить себе мотоцикл который будет (со временем) жрать 3 литра в час, то в недалёкой перспективе огромное количество людей, которых многочасовые пробки давно достали, вполне могут и пересесть. В выражении "основной мысли" часть рационального мышления, часть рекламы. Ваш аргумент что 10 литров в час это дорого во многих крупных городах уже не аргумент, ввиду дорожных сборов и пробок.
Персональный компьютер ведь теперь не у всех, зато у повального большинства.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Тот самый случай, когда мечты разбиваются об реальность. 20 литров бензина на 2 часа.. это будет игрушка для молодых, финансово обеспеченных людей.
Задумайтесь сколько стоит вертолёт за час полёта и не забывайте что они не только ежедневно выходят на работу а иногда являются крайне необходимыми.
10 литров бензина за час это вообще не цена. Вертолёты жрут по 50-80, смотря на модель, не включая в себя стоимость пилота.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 209
Рейтинг поста:
Вы видите над собой полчища вертолетов, которыми все пользуются?
Ещё раз цитирую, основную мысль: "и мы все начнем не ездить, а летать".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 209
Рейтинг поста:
Тот самый случай, когда мечты разбиваются об реальность. 20 литров бензина на 2 часа.. это будет игрушка для молодых, финансово обеспеченных людей.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Ничего, у первых самолётов безопасность тоже была так себе. В данном случае можно напичкать подушек в комбинезон и автоматически катапультировать водителя метра на два-три. На сейчас винты даже элементарной сеткой не покрыты, можно натуральной газонокосилкой работать.
Только безопасность первых пользователей ховербайков не очень уж волнует. Они и так сумасшедшими спортами занимаются.
В будущем забор воздуха с решёткой, круг вокруг винта (как задний винт в некоторых вертолётах) и по 6-8 винтов поменьше. Вот вам вид будущего аэромобиля. А сейчас эксперименты которые финансируются безумными экстремалами. Наша успехи в данном деле - очень даже хорошие. Идеально сюда в течении следующего года должен подключиться Яндекс и вбухать в технологию реальные ресурсы.
ПС. Сейчас посмотрел, в развитие вложился Внешэкономбанк в прошлом году. Насколько неизвестно. Думаю в следующем пройдет ещё один раунд инвестиций.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 950
Рейтинг поста:
От Каталония:
А остатки пилота любого моторизированного воздушного суда? Будет итеративное улучшение безопасности, со временем и авариями.
У "пилота любого моторизированного воздушного суда" есть шанс сигануть с парашютом (винт(-ы) спереди); или катапультироваться (когда сопла сзади); ховербайкист - только в фарш
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Типичный ура-патриотизм. Иностранные предприятия который пишут по Русски не нравятся, Русские предприятия которые пишут по латинице не нравятся.
Я вам секрет открою - если в России люди на этом предприятии трудятся, то это уже денги в вашу личную копилку так как налоги и зарплаты оседают в стране. А детали владельцев вторичные.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1496
Рейтинг поста:
А что, в российской компании уже не умеют говорить и писать по русски? Что за моду взяли?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1452
Рейтинг поста:
Удивляться не надо. Лучше поддержать ребят.