» » » Стволовые клетки стали безопаснее

Стволовые клетки стали безопаснее

30-07-2010, 10:06 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 656)

Ученые снизили вероятность развития рака после пересадки стволовых клеток. Именно нестабильное поведение стволовых клеток являлось одним из препятствий на пути к их массовому применению.

О том, что стволовые клетки могут спровоцировать появление злокачественных опухолей, в последнее время говорили не только ученые. С экспериментальной терапией стволовыми клетками даже связывали смерть нескольких известных российских актеров – и хотя позже эти заявления получили должную оценку специалистов, негативный осадок остался.

Открытое письмо в редакцию журнала «Клеточная Трансплантология и Тканевая Инженерия» – Селедцов Виктор Иванович, директор Научно-практического Центра медицинских биотехнологий Российского государственного университета им. И.Канта

_В очередной раз прочитал, что стволовые клетки убили очередного деятеля культуры. Раньше отношение к клеточным технологиям в обществе определяли пластические хирурги – и это еще куда ни шло. Сейчас это отношение уже определяют люди из артистической среды, и ситуация становится близкой к истерии.

Хочу обратить внимание на то, что для иммунной системы чужие (аллогенные) стволовые клетки являются «маркированными». Реагируя на поверхностные структуры таких стволовых клеток, иммунная система практически нивелирует риск их бесконтрольного роста. Более того, даже если чужая исходно раковая клетка попадает в организм человека, например при переливании крови, опухоль не развивается, поскольку не может преодолеть трансплантационный иммунологический барьер.

Согласно опубликованным научным данным, определенный риск развития опухоли существует при трансплантации собственных стволовых клеток пациента, которые наращивались вне организма относительно длительное время. В данном случае риск приобретения стволовыми клетками опухолевых свойств (малигнизации) связан с повышенным мутагенезом, обусловленным нахождением клеток в несвойственной для них среде. В отличие от чужих клеток, собственные (аутологичные) клетки не вызывают иммунологического отторжения. Однако и в этом случае риск развития опухоли не следует преувеличивать, так как условия культивирования клеток вне организма постоянно совершенствуются.

Вышесказанное – это аксиомы в медицине. Высказывания некоторых врачей о нарастающей раковой угрозе со стороны аллогенных (чужих) стволовых клеток указывают на наличие очень серьезных проблем с получением фундаментальных знаний в отечественных медицинских ВУЗах.

Распространяемая в прессе информация о торговле фетальными органами и тканями входит в полное противоречие с реальностью и со здравым смыслом. К сожалению, в России делается большое количество абортов на ранних стадиях беременности. В ряде случаев не удается предотвратить спонтанное прерывание беременности, на относительно поздних стадиях беременности. Таким образом, абортный материал вполне доступен и нет абсолютно никакого смысла криминализировать его получение.

В средствах массовой информации распространяется информация, что материал для клеточных трансплантаций получают в моргах. Патологоанатомические исследования органов и тканей умерших в медицинских учреждениях – это требование закона. Это требование также касается мертворожденных, имеющих массу более 500 г. Патологоанатомические и антропологические исследования трупного материала – это работа медиков, которая никакого отношения к клеточной трансплантологии не имеет. Клетки, как и органы, безвозвратно погибают в течение первых часов после смерти. Очевидно, что трансплантировать мертвые клетки, так же как и нежизнеспособные органы, бессмысленно.

Сюжеты голливудских фильмов ужасов не должны становиться основой для «журналистских расследований», касающихся такой деликатной сферы, как медицина.

В настоящее время средства массовой информации сформировали в обществе крайне негативное отношение к медицинскому применению стволовых клеток. Практически полностью остановлена работа по формированию законодательной базы, необходимой для развития этого направления в нашей стране. Стало сложно публиковать статьи и защищать диссертации, посвященные разным аспектам практического применения стволовых клеток. Необходимо учитывать, что чиновники черпают информацию преимущественно из средств массовой информации, а не научных публикаций, и именно первые формируют их мировоззрение.

В научных кругах будущее медицины обоснованно связывают с развитием клеточных технологий. Уже сейчас эти технологии делают возможным лечение целого ряда тяжелых заболеваний, которые с позиций стандартной медицины являются неизлечимыми. Однако в настоящее время положение с клеточными технологиями в нашей стране во многом напоминает положение генетики в послевоенные годы. Не секрет, что отставание в генетике мы ощущаем до сих пор. Давайте не повторять ошибок и не наступать на одни и те же грабли дважды.

Селедцов Виктор Иванович

доктор медицинских наук, профессор

директор Научно-практического Центра медицинских биотехнологий

Российского государственного университета им. И.Канта_

Тем более что дело не сводилось к нескольким громким случаям и спекуляциям на стыке светской хроники и медицины. То, что стволовые клетки действительно могут превращаться в раковые, было известно исследователям практически сразу, и именно поэтому многие перспективные работы велись все-таки на животных, а не на человеке. Выращивание новых костей и зубов, реконструкция внутренних органов, попытки справится с тяжелыми заболеваниями— все это делалось вначале на мышах или крысах.

Одна из первых русскоязычных научно-популярных публикаций, посвященных стволовым клеткам, 1916 год. Ознакомиться с ее уцелевшими фрагментами можно либо скачав архив из дополнительных материалов (справа-сверху, выберите вкладку "файлы"), либо перейдя по ссылке на источник.
Источник: Geom007

Есть один ген...

Биологи и медики изучали превращения стволовых клеток в раковые (на всякий случай— уточним, что раком здесь названы все злокачественные опухоли, что немного некорректно с точки зрения медиков) достаточно давно и особое внимание уделяли нескольким генам— активным в процессе перерождения. В частности, ученых интересовал ген, обозначаемый как c-Myc: его изначально обнаружили при исследовании образцов опухолевой ткани от онкологических больных, и ряд фактов указывал на то, что именно c-Myc ответственен за превращение стволовых клеток в опухолевые.

Гены

Ген c-Myc есть у всех, однако не все, к счастью, сталкиваются с раком. Дело в том, что в раковых клетках этот ген работает (т.е. непрерывно синтезируется кодируемый им белок) непрерывно— что приводит к нарушению клеточного деления и утрате клеткой своей специализации. Разумеется, есть и многие другие, в том числе и пока неизвестные науке, генетические основы рака.

Изменения в работе c-Myc, с одной стороны, позволяли получить сами стволовые клетки из обычных, а с другой— были чреваты серьезнейшими осложнениями. Год назад, летом 2009-го, одной совместной американо-испано-японской группе ученых удалось обойтись при получении стволовых клеток без вмешательства в c-Myc, но их решение зато предполагало воздействие на другой ген, p53, так же связанный с развитием рака. Вопрос, таким образом, оставался открытым.

Комплекс белков Myc и Max взаимодействует с ДНК.
Источник: Mark 'AbsturZ'

Что называется раком?

Во многих популярных статьях встречаются такие термины, как "рак кожи" (применительно к меланоме) или "рак крови" (лейкемия). Что вообще-то противоречит российской медицинской литературе – в ней "раком" называют только те злокачественные опухоли, которые развиваются из клеток эпителия.

Что называется раком?

Меланома, например, развивается из меланоцитов – клеток, находящихся хоть и в коже, но не относящихся именно к клеткам эпителия, покровной ткани. Аналогично обстоит дело с саркомой мягких тканей или лейкемией, которые вообще-то нельзя напрямую назвать "раком" в России. В англоговорящих странах же – можно, так как там cancer обозначает любую злокачественную опухоль.

Злокачественная опухоль отличается от доброкачественной тем, что выходит за пределы породившей ее ткани, образуя метастазы и ее клетки сильно отличаются от здоровых. Доброкачественные опухоли во многих случаях можно с минимальными последствиями для пациента удалить, в то время как злокачественные несут непосредственную угрозу жизни больного, а в случае обширных метастазов могут и вовсе не поддаваться лечению (прогноз для пациента неблагоприятный).

В статьях и новостях, посвященных тем или иным вопросам онкологии "раком" будут все-таки называться все злокачественные новообразования, но с отсылкой к этому комментарию.

Не все гены одинаково полезны

Перед названием гена не случайно стоит буква «c»— она означает то, что есть и другие гены семейства Myc, выполняющие схожие функции, но несколько отличающиеся по своей последовательности и структуре кодируемого белка. Другой представитель, о котором идет речь в недавно опубликованной журналом Proceedings of National Academy of Science статье ученых из США и Японии, L-Myc, тоже можно использовать для превращения обычных клеток в стволовые.

Человеческая стволовая клетка. Яркие цвета - следствие того, что ее перепрограммировали на синтез флуоресцентных белков (из исследования, не описанного на страницах GZT.RU, ученые отрабатывали методику перепрограммирования как таковую).
Источник: Ghanson

Это было подтверждено в серии экспериментов с мышами. Из грызунов сначала взяли простые клетки, потом перепрограммировали их в стволовые, затем пересадили обратно... и за два года опухолей у животных так и не появилось. Кроме L-Myc, ученые также проверили две мутантные формы c-Myc и результат оказался столь же обнадеживающим- исследователям удалось подобрать удачные гены для перепрограммирования стволовых клеток.

Вирусы во благо

Как вообще перепрограммируют клетки? При помощи вирусов. Вирус, с точки зрения биологов, фактически «не совсем живой»— не движется, у него нет обмена веществ, по большому счету вирус – лишь молекула ДНК или РНК в довольно примитивной оболочке. Из оболочки торчит несколько белков, позволяющих вирусу проникать через мембрану клетки, после чего его гены встраиваются в ее ДНК.

Клетка с чужими генами производит новые вирусные частицы и обычно в этом процессе нет ничего хорошего. Но если встроить в вирус нужные гены, процесс заражения обернется благом: зараженные клетки приобретут новые свойства— таким образом даже из смертельного ВИЧ уже смогли сделать орудие борьбы с редким заболеванием мозга.

Сделанное открытие сразу клиническую практику, впрочем, не изменит. Ученым потребуются дополнительные испытания, и, вероятно, будут и другие подходы к решению проблемы канцерогенности стволовых клеток. Но в любом случае можно констатировать, что активная работа по преодолению едва ли не главного ограничения на пути стволовых клеток в клинику идет полным ходом.

Источник: gzt.ru.