Кто ездит на электромобиле не только из чистого идеализма, рано или поздно задастся вопросом, во что же ему обходится зарядка батареи и каков у его повозки реальный «расход» на 100 км хода.
Далее идет краткий обзор расходов связанных с зарядкой батареи дома и на общественных или частных зарядных станциях а в конце в таблице средняя стоимость эксплуатации электромобиля на километр пути (Данные здесь и далее для Германии, цены в евро).
Общее о зарядке электромобилей в ФРГ
Электромобили становятся выгоднее автомобилей с моторами внутреннего сгорания и гибридными приводами если вы проезжаете не менее 30.000 км в год (для Германии не редкость. прим. переводчика),
но имеют существенные ограничения по расстоянию которое вы можете проехать без дозарядки, а также длительности последней.
Большинство общественных и частных станций зарядки рассчитывают стоимость услуги по времени и мощности отдаваемой зарядным устройством.
При этом какого-то уже установившегося стандарта не существует.
Эта особенность <свободного рынка, по возможности заморочить потребителя настолько, чтобы у него отпала всякая охота попытаться найти наиболее оптимальный и экономный способ зарядки своей электроповозки (прим. переводчика) > не позволяет сделать какой-либо общий анализ расходов на зарядку на 100 км хода. Поэтому авторский коллектив вынужден был сначала составить расчетную таблицу на разные типы зарядных устройств.
Вид тока |
Тип розетки/разъема |
Мощность зарядки |
длительность |
Preis |
Переменный (AC) |
Бытовая розетка (Schuko) |
до 3,7 кВт |
10 - 14 часов |
29,6 евроцентов/ кВтч |
Переменный (AC) |
Typ 2 штекер AC 1-фазный |
до 7,4 кВт |
3 - 5 часов |
1,20 € / час |
Переменный (AC) |
Typ 2 штекер AC 3- фазный |
До 43 кВт |
40 - 60 минут |
3 € / |
Переменный (AC), постоянный (DC) |
Штекер CCS |
До 50 кВт |
30 - 60 минут |
15 - 20 € / час |
постоянный (DC) |
Штекер CHAdeMO |
до 50 кВт |
30 - 60 минут |
15 - 20 € / час |
Собственно расчет цены электроэнергии на 100 км прост если известен расход электромобиля. Японский Nissan Leaf расходует порядка 15 – 17 кВт на 100 км, что при цене 29,6 евроцентов за киловатт дает в сумме 4,44 €. (Цены на электроэнергию для частных потребителей в Германии выше чем для юридических лиц, прим. переводчика).
В реальности, действительный расход лежит зачастую или выше или ниже, так как самозарядка батареи при торможении и тип зарядного устройства могут серьезно влиять на результат, которые может служить потребителю лишь для ориентировки. Более точно можно установить «расход» регулярно подключая электромобиль к одному и тому же зарядному устройству.
Стоимость при зарядке батареи в домашних условиях
Длительность поездки |
расход |
Стоимость кВт |
расход 100 km |
100 км |
15 кВтч |
29,6 кВтч |
4,44 € / 100 к |
Есть некоторая разница, когда вы заряжаете ваш электромобиль в домашних условиях через обычную бытовую розетку (типа Schuko), или от специального зарядного устройства Wallbox или может быть даже от собственной солнечной батареи. Хотя в настоящий момент зарядка от общественных зарядных устройств зачастую оказывается дешевле.
Бытовая розетка
Зарядка через бытовую розетку длится дольше всего. Чтобы зарядить одну 30-кВт батарею зачастую требуются 13 и более часов.
За эти 30 кВт вы платите из расчета 29,6 центов за кВтч в общем 8,88 €. Для электромобиля Nissan Leaf 30 кВт вам должны дать возможность проехать до 250 км. Т.е. 100 км обойдутся Вам в 3,50 €
Зарядные устройства- так называемые - Wallbox
С помощью зарядных устройств типа Wallbox вы можете сократить время зарядки на 3 – 4 часа. Стоимость зарядки при этом сравнима с зарядкой из розетки, единственное преимущество – это скорость зарядки. При этом нужно помнить, что зарядное устройство еще нужно купить и установить. ( 400 – 1000 €, прим. переводчика)
Зарядка от солнечной батареи.
Такой вид зарядки в общем-то не стоит ничего, при условии, что солнечная батарея у вас уже имеется и в момент зарядки у нее достаточно свободной мощности. Т.е. по сути только в дневное время, когда машина собственно нужна как средство передвижения. Стоимость такой солнечной батареи колеблется в пределах 15.000 - 30.000 € что ставит целесообразность данного способа под большое сомнение. Нужно проехать более 800 тыс. километров для того чтобы она окупилась
Тип зарядки |
Объем электроэнергии |
Длительность зарядки |
Стоимость полной зарядки |
Стоимость на 100 км |
Бытовая розетка(Schuko) |
30 кВтч |
13 часов |
8,88 € |
3,50 € / 100 км |
Wallbox |
30 кВтч |
9 часов |
8,88 € |
3,50 € / 100 км |
Солнечная батарея (Schuko) |
30 кВтч |
13 часов |
0 € |
0 € |
Солнечная батарея (Wallbox) |
30 кВтч |
9 часов |
0 € |
0 € |
Стоимость зарядки на общественных колонках.
Для зарядки на общественных колонках как правило требуется сначала приобрести соответствующую карточку для расчетов. Фирм-операторов существует множество, если же подобрать 2-3 подходящих, заправка от общественных колонок окажется более дешевым вариантом.
Стоимость за кВт
Некоторые операторы зарядных колонок считают цену в кВтч. Например Horizont Mobil в Гамбурге берет за каждый кВт 29,5 центов, т.е. столько же сколько это стоило бы в домашних условиях, лишь скорость зарядки несколько выше. Так например для уже упомянутой Nissan Leaf зарядка на 100 км пути обойдется 3,50 €
Но на большинстве зарядных колонок, цена рассчитывается по часам. Причем чем мощнее ( более быстрая зарядка) зарядное устройство тем выше стоимость 1 часа. Но исходя из емкости батареи в конце концов разница в цене почти отсутствует. Для зарядки батареи Nissan Leaf с 1-фазным штекером Typ-2 вам потребуются около 5 часов, чтобы зарядить 30 кВт.
С карточкой оператора Elektronauten вы платите примерно 2 цента в минуту или und 1,20 € в час. Полная зарядка обойдется Вам в 6 € и позволит проехать 250 километров. Т.е. на 100 км это будет стоить около 2,40 €
Запас хода |
Стоимость за 1 час зарядки |
Количество электроэнергии |
Длительность зарядки |
Стоимость зарядки |
Стоимость на 100 км |
250 км |
1,20 € |
30 кВт |
5 часов |
6 € |
2,40 € |
Карточки других операторов
Такие фирмы как ENTEGA или E-Wald предлагают карточки за фиксированную месячную плату с неограниченным пользованием зарядными колонками
Название карты/оператора |
Количество зарядных колонок в ФРГ |
Месячная стоимость |
ENTEGA |
3.000 |
30 € |
E-Wald |
243 |
74,91 € |
Реальные расходы на содержание авто/ электромобиля на 1 км
Электромобиль как и любое другое транспортное средство необходимо рассматривать и оценивать вместе с расходами на страхование, техобслуживание и потерю стоимости (амортизацию). Только сложив все эти расходы можно выяснить насколько же действительно рентабельны электромобили и каковы действительные расходы на каждый километр проделанного пути.
Такое исследование провел немецкий автомобильный клуб ADAC и сравнил различные марки электромобилей а также привел для сравнения две малолитражки с дизельными двигателями.
Учитывались следующие критерии:
Амортизация
Расходы на замену масла, техобслуживание и техосмотр
Плановую замену расходных частей
Замену покрышек
Стоимость солярки /электроэнергии/ смазочных материалов
Страхование
Налог на транспортное средство
Результат выглядит вот так:
Производитель |
Модель т/с |
Запас хода на одной заправке/зарядке |
Длительность зарядки (бытовая розетка) |
Стоимость т/с |
Реальные расходы (после 30.000 км пробега) |
BMW |
Mini Cooper SD Steptronic |
976 км |
(дизель) |
28.300 € |
27,4 €-цент/км |
Renault |
Clio ENERGY dCi 90 Intens EDC |
1286 км |
(дизель) |
20.290 € |
22,9 €-цент/км |
BMW |
i3 (60 Ah) |
190 км |
5,50 ч |
34.950 € |
30,9 €-цент/км |
BMW |
i3 (94 Ah) |
312 км |
7,50 ч |
36.150 € |
31,2 €-цент/км |
Citroen |
C-Zero |
150 км |
6,00 ч |
19.800 € |
21,9 €-цент/км |
Ford |
Focus Electric |
225 км |
11,00 ч |
34.900 € |
34,2 €-цент/км |
Hyundai |
IONIQ Elektro Trend |
280 км |
12,00 ч |
33.300 € |
Нет данных |
KIA |
Soul EV Plug (30 kWh) |
212 км |
6,00 ч |
29.490 € |
27,1 €-цент/км |
Mercedes |
B 250 e |
200 км |
9,00 ч |
39.151 € |
36,4 €-цент/км |
Mitsubishi |
Electric Vehicle |
160 км |
8,00 ч |
23.790 € |
24,2 €-цент/км |
Nissan |
Leaf Visia (с лизинговой батареей 24 kWh) |
199 км |
10,00 ч |
23.365 € |
29,7 €-цент/км |
Nissan |
Leaf Visia (купленная батарея 24 kWh) |
199 км |
10,00 ч |
29.265 € |
€-цент/км |
Nissan |
Leaf Acenta (Batteriemiete 30 kWh) |
250 км |
13,00 ч |
28.485 € |
€-цент/км |
Nissan |
Leaf Acenta (inkl. Batterie 30 kWh) |
250 км |
13,00 ч |
34.385 € |
31,8 €-цент/км |
Nissan |
e-NV200 Kombi Premium (Batteriemiete 24 kWh) |
170 км |
10,00 ч |
25.462 € |
29,2 €-цент/км |
Nissan |
e-NV200 Kombi Premium (inkl. Batterie 24 kWh) |
170 км |
10,00 ч |
30.418 € |
27,6 €-цент/км |
Nissan |
e-NV200 Evalia Tekna (Batteriemiete 24 kWh) |
170 км |
10,00 ч |
31.706 € |
32,4 €-цент/км |
Nissan |
e-NV200 Evalia Tekna (inkl. Batterie 24 kWh) |
170 км |
10,00 ч |
37.602 € |
31,6 €-цент/км |
Peugeot |
iOn Active |
150 км |
8,00 ч |
19.800 € |
21,9 €-цент/км |
Renault |
Zoe Intens (Batteriemiete 22 kWh) |
300 км |
10,00 ч |
23.900 € |
27,2 €-цент/км |
Renault |
Zoe Intens (inkl. Batterie 22 kWh) |
300 км |
10,00 ч |
31.900 € |
28,7 €-цент/км |
Renault |
Zoe Intens (Batteriemiete 41 kWh) |
400 км |
16,00 ч |
26.700 € |
28,4 €-цент/км |
Renault |
Zoe Intens (inkl. Batterie 41 kWh) |
400 км |
16,00 ч |
34.700 € |
28,7 €-цент/км |
Tesla |
Model S 60 |
400 км |
9,00 ч |
69.019 € |
59,8 €-цент/км |
Tesla |
Model X 75D |
417 км |
9,00 ч |
102.400 € |
70,9 €-цент/км |
Volkswagen |
e-up! |
160 км |
6,50 ч |
26.900 € |
24,6 €-цент/км |
Volkswagen |
e-Golf |
300 км |
8,00 ч |
35.900 € |
30,6 €-цент/км |