К концу 40-х годов прошлого века отечественный автомобильный спорт был на таком подъеме, что соревнования внутри страны были близки к международному уровню. Однако советские спортивные авто все-таки несколько отставали от зарубежных. Тогда, в 52-м году, за дело взялся Алексей Андреевич Смолин, который имел уникальный опыт в создании и авиатехники, и спортивных машин.
Согласно задумке советского инженера, новый автомобиль должен был обладать великолепными аэродинамическими свойствами, относительно небольшим весом и турбореактивным двигателем. Проект Смолина впоследствии одобрили на предприятии ГАЗ.
Уникальную машину сделали уже в 1954, и ГАЗ-ТР стал первым в мире авто с и турбореактивной силовой установкой. Аналогичную технику на Западе смогли разработать лишь в 60-х годах.
На ГАЗ-ТР поставили 1000-сильный двигатель с МИГ-17. Расчетная скорость машины составляла 800 километров в час, но на испытаниях «потолок» поставили на уровне 300 километров в час – взлетная скорость истребителя. Занижение показателя обусловлено отсутствием достойных скоростных шин. При этом вопрос торможения был решен парашютом.
О машине позабыли из-за неудачи на испытаниях, которая постигла авто из-за организационной ошибки. Авто серьезно пострадало, но водитель лишь сломал палец на ноге. Спас двукратного чемпиона Советского Союза авиационный четырехточечный ремень безопасности, который Смолин использовал на гоночном автомобиле первым.
Автор: Виктор Буткевич
Источник фото: sovetcars.ru