» » » В механизме деления клетки крылся малозаметный подвох

В механизме деления клетки крылся малозаметный подвох

20-07-2010, 14:31 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (3) | просмотров: (3 877)

Забытая за полтора века часть клетки играет ключевую роль в ее делении. Более того, клетка вообще не способна делиться, если в ней нет этой малозаметной органеллы.

http://infox.ru/photos/83/80583/480x320_VfghIEWYMxdMTT8rVmWspLWnkAImHKtH.jpgСтроение клетки, ее внутреннее наполнение и функционирование отдельных органелл давно перешли из тайн в разряд избитых истин. Так, видимо, думали микробиологи, которые вплотную занялись управляющими клеткой молекулярными механизмами. Однако, как показали последние исследования, ученые зря перепрыгнули фундаментальную ступень и перестали обращать внимание на часть клетки, которая участвует в распределении генетического материала при ее делении.

Полтора века в забвении

В 1898 году Монтгомери (Montgomery TH) на примере икры голожаберных моллюсков (Nudibranchia) описал малозаметную внутриядерную органеллу — микроядрышко (nucleolinus). Его работы стали продолжением цитологических исследований, которые еще в 1857 году начал Жан Луи Родольф Агассис (Agassiz L).

И Агассис, и Монтгомери обратили внимание, что незаметная и, как позднее выяснилось, РНК-содержащая органелла организует клеточное деление.

http://infox.ru/photos/84/80584/480x320_OswcnPw2381yCknjVnE6O5kEOsJ0A2Cx.jpgМонтгомери предположил, что «крошка-организатор» может быть микроорганизмом, который попал в ядерное заключение. Причем загадочный «микроорганизм» явно не был вредоносным, потому как на его месте появлялась центросома — участок цитоплазмы, вокруг которого «кучкуются» микротрубочки.

После немногочисленных исследований из-за чрезвычайно малых размеров и нестабильной структуры микроядрышко снова выпало из поля зрения ученых. В 70−х годах XX века биологи разработали новый метод, с помощью которого можно было изучать отдельные структуры нуклеопротеинового комплекса. Эти работы позволили ученым с большей уверенность предполагать, что микроядрышко организует деление клетки. Причем биологи отыскали микроядрышки не только в половых железах у моллюсков, но и во многих клетках млекопитающих.

Однако микроядрышки в итоге так и не привлекли особого внимания ученых — оказалось, изучать их слишком сложно. Во-первых, эти РНК-содержащие органеллы очень маленькие. Во-вторых, они еще и нестабильные. То есть они то появляются, то исчезают и поймать их не так-то уж и просто. За прошедшие полтора века биологи так и не выяснили, как же все-таки работает эта незаметная органелла. Все представления об «органе клеточного размножения» гипотетические и требуют экспериментальных доказательств.

«Ученые ничего не знают о микроядрышках, кроме того, что они состоят из РНК и не содержат измеримого количества ДНК», — пишет Мари Анна Аллиегро (Marry Anne Alliegro) в PNAS.

После забвения

Мари Анна Аллиегро (Mary Anne Alliegro), Джонатан Генри (Jonathan J. Henry) и Марк Аллиегро (Mark C. Alliegro) из Университета Иллинойса (University of Illinois) исследовали непримечательную органеллу. Для этого они подобрали уникальный маркер и заставили невидимку засветиться под микроскопом.

В эксперименте ученые использовали ооциты (предшественники яйцеклеток) двустворчатого моллюска Spisula solidissima (песчаная ракушка). Они наблюдали за тем, как происходит мейоз (деление ооцита, в результате которого появляется полноценная яйцеклетка). Чтобы понять, насколько важна роль микроядрышка в этом процессе, ученые удалили исследуемые органеллы в клетках экспериментальной группы.

Известно, что соматические клетки размножаются несколько иным способом (с помощью митоза), поэтому ученые проследили и за развитием одноклеточной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы). Естествоиспытатели не случайно выбрали для наблюдений зиготу — это достаточно крупная клетка (за которой удобно наблюдать), способная к быстрому многократному делению. Контрольную группу зигот они оставили нетронутыми, а в экспериментальной удалили микроядрышки.

Результаты исследования появились в статье Rediscovery of the nucleolinus, a dynamic RNA-rich organelle associated with the nucleolus, spindle, and centrosomes в PNAS.

Деление…

Исследователи выделили из половых желез песчаной ракушки ооциты, которые находились в начальной стадии мейоза (профаза I). В этот период в клетке происходят значимые изменения — один предшественник с полным набором хромосом готовится к перерождению в яйцеклетку, для чего уменьшает хромосомный комплект. Уменьшение хромосомного набора имеет важное биологическое значение — таким способом сохраняется генетическая стабильность вида.

Профаза I начинается с того, что хромосомы конденсируются и приобретают привычный Х-образный вид. Похожие друг на друга носители генетического материала (гомологичные хромосомы) сближаются и начинают обмениваться некоторыми схожими участками. Ядерная оболочка, которая до начала деления отделяла генетический материал от содержимого клетки, постепенно растворяется.

К окончанию профазы I хромосомы, подобно солдатам на плацу, выстаиваются в две шеренги. После «построения» происходит не менее ответственное внутриклеточное событие — формируется система (веретено деления), которая распределяет «служивых» по частям. Благодаря усилиям микротрубочек, составляющих веретено, хромосомы расходятся к полюсам. Из более или менее поровну поделенного генетического материала и содержимого клетки образуются следующие прародители половых клеток, которые только «дозревают».

… без микроядрышек

Если веретено деления по каким-либо причинам неправильно сработает, то сформированные предшественники станут неполноценными — с неправильным набором хромосом. Учитывая, что это будущие яйцеклетки, несложно догадаться, что особь следующего поколения либо не родится, либо всю жизнь будет страдать от неизлечимых генетических недугов.

Ученые выяснили, что нестабильное микроядрышко присутствует в клетке в виде дискретной структуры всего лишь несколько минут — когда «солдаты» выстраиваются в шеренги (то есть сразу после растворения ядерной оболочки). После исчезновения микроядрышка на его месте образуется центросома, а микротрубочки собираются вокруг нее и образуют веретено деления.

С помощью лазера исследователи провели микрохирургическую операцию и удалили микроядрышки. В результате такого вмешательства ооцит оказался «стерильным». Из него так и не образовались нормальные яйцеклетки, так как микротрубочки не смогли построить веретено деления. А хромосомы, соответственно, не разошлись к полюсам.

Полученные результаты подтверждают гипотезу, согласно которой нестабильные РНК-содержащие органеллы организуют процесс деления клетки, а именно обеспечивают расхождение хромосом по полюсам.

В аналогичном эксперименте с зиготами ученые пришли к выводу, что митоз без микроядрышек тоже не происходит. То есть деление клеток без нестабильной РНК-содержащей органеллы в принципе невозможно.

Загадочная органелла

С помощью ультразвука и сахарозы исследователи разрушили микроядрышки и извлекли их из клетки. Затем биологи провели РНК-анализ микроядрышек и пришли к выводу, что они не модифицированные составные части ядерного аппарата, а вполне самостоятельные органеллы. Исследователи не нашли сходств между микроядрышковой и рибосомной молекулами РНК. Более того, уникальная нуклеиновая кислота кодировала 184 аминокислоты, которые исследователи пока не нашли в ооцитах изучаемых моллюсков.

Исследователи уверены, что незаметная органелла выполняет очень важные функции. Ученые надеются, что научное сообщество проявит больший интерес к малоизученной части клетки, так как открытый механизм способен значительно повлиять на развитие клеточной биологии и медицины. «Надеемся, что наши результаты возродят интерес ученых к этой неизученной и загадочной органелле»,  — пишут экспериментаторы в PNAS.

Источник: infox.ru.

1. » #3 написал: pavel909 (20 июля 2010 15:29)

Полагаю, что все это очень индивидуально. У меня максимум иммунных возможностей был в период от 33 до 50 (в  период 33-48  я бросал курить не как Марк Твен, а один раз, просто, чтобы доказать себе, что могу это сделать). С тех пор и до сей поры я не болел никакими хворями, ни разу не брал больничный, хотя в детстве, и до 30-ти примерно бывало всякое, да и сейчас уже бывает, хотя больничные по привычке не беру.

2. » #2 написал: VP (20 июля 2010 15:12)

На канале Культура существует интереснейший проект: Academia. Вчера случайно прослушал лекцию, как обычный студент. Увлекательно и интересно.

а, если бы, внимательно читался наш сайт, то, можно было бы обнаружить все (все) имеющиеся видео-лекции проекта ACADEMIA - здесь. заголовки лекций начинаются со слова ACADEMIA

По Вашему запросу найдено 26 ответов (Результаты запроса 1 - 26) :

16 июля 2010 | Файловый архив » Видео » Наука | автор: Редактор VP | Комментарии (0) | Редактировать

ACADEMIA. Далхат Эдиев. "Арифметика населения"
    21 июня 2010 | Файловый архив » Видео » Наука | автор: Редактор VP | Комментарии (0) | Редактировать

ACADEMIA. Юрий Пивоваров. "Русская история в зеркале русской мысли".

ACADEMIA. Гелий Жеребцов. "Космическая погода".
    3 июня 2010 | Файловый архив » Видео » Наука | автор: Редактор VP | Комментарии (0) | Редактировать

ACADEMIA. Черные дыры. Белые пятна

ACADEMIA. Юрий Пивоваров. "Традиции русской государственности и современность".

ACADEMIA. Александр Иванчик. "Космология. Новые горизонты".

ACADEMIA. Андрей Зорин. "Чувственная европеизация русского дворянства ХIХ века". 2-я лекция
    24 мая 2010 | Файловый архив » Видео » Наука | автор: Редактор VP | Комментарии (0) | Редактировать

ACADEMIA. Валентин Янин. "Человек XIII века"
    21 мая 2010 | Файловый архив » Видео » Наука | автор: Редактор VP | Комментарии (0) | Редактировать

ACADEMIA. Жорес Алферов. "Полупроводниковая революция. Наука и общество". 1-я и 2-я лекции

ACADEMIA. Константин Анохин. "Мозг и разум". 1-я и 2-я лекции

ACADEMIA. Алексей Сисакян. "Новое о строении материи". 1-я и 2-я лекции

ACADEMIA. Александр Зайцев. "Послания внеземным цивилизациям"

ACADEMIA. Власть факта. "Климат"

ACADEMIA. Николай Янковский. "Генетика и геномика"

ACADEMIA. Андрей Сахаров. "Россия как часть мирового цивилизационного процесса". 1-я и 2-я лекции

ACADEMIA. Михаил Маров. "Солнечная система". 1-я и 2-я лекции

ACADEMIA. Андрей Зорин. "Чувственная европеизация русского дворянства ХIХ века". 1-я лекция

ACADEMIA. Сергей Карпов. "Причерноморье. Перекресток цивилизаций". 1-я и 2-я лекции

э-эх... 2 месяца "фитиль горел" winked wink

"доброе утро, страна!" (с)

и, кстати, полный "комплект" лежит и на сайте VESTI.RU

от Damkin: но, ведь, взорвался!!!

3. » #1 написал: Damkin (20 июля 2010 15:07)

На канале Культура существует интереснейший проект: Academia.
    Вчера случайно прослушал лекцию, как обычный студент. Увлекательно и интересно. Много чего еще не знаю. О поведении богомолов (не людей, а насекомых) во время полового акта слышал, но никогда не задумывался, почему самка отгрызает голову самцу, когда совершается это.... Считал, из вредности женских особей (делаю поклоны в сторону богинь).
    Скулачев дал вариант объяснения. У меня появилось продолжение этого объяснения, которое я связываю с человеком и его происхождением и его доработками, которыми человек подвергся за время своего существования согласно мифу Попульвух. Но об этом потом, вначале, попробуйте послушать лекцию Скулачева, сегодня в 21.40 по Москве на канале "Культура"

ACADEMIA. Владимир Скулачёв. "Ноmo Sapiens Liberatus: человек, освобожденный от тирании генома". 2-я лекция
    13:01 16.04.10 ACADEMIA. Владимир Скулачев. "Ноmo Sapiens liberatus: человек, освобожденный от тирании генома". 2-я лекция
    Владимир Скулачев

Запись лекции, прочитанной в рамках проекта "ACADEMIA", программа была в эфире 15 апреля 2010 года.

– Телеканал «Культура» делает смелый шаг и запускает проект ACADEMIA, сейчас, когда так много разговоров о бедственном положении науки. Почему Вы решились на участие в проекте?
    – В последнее время имеет все большее распространение миф о «смерти российской науки». Да, конечно, мы переживаем не лучшие времена, у нас куча проблем и власть предержащие не слишком торопятся нам помогать. Но мы еще живы! И у нас в стране действительно есть новые идеи, проекты, которые сулят реальные прорывы в науке, способные привлекать как маститых ученых, так и молодых специалистов. Нельзя говорить о человеке, как о покойнике, когда он еще жив – пускай и не в лучшем виде находится. Эту мысль применительно к отечественной науке, по нашему мнению, необходимо донести до общества.

– Тема вашей лекции «Ноmo sapiens liberatus: человек, освобожденный от тирании генома». Вы рассказываете о проблеме, которой занимаетесь уже много лет, – борьбе со старостью и продлением молодости. Как начиналась работа над проектом «Ионы Скулачева»?
    – В эту область я попал довольно неожиданно для себя. Всю жизнь я занимался биоэнергетикой – наукой о преобразованиях энергии в живых системах. К сожалению, само это слово было в последнее время узурпировано и «загажено» шаманами, экстрасенсами и тому подобными странными людьми, не имеющими никакого отношения к настоящей биоэнергетике – науке на стыке биохимии и биофизики.
    Одно из главных достижений биоэнергетики ХХ века заключается в работе по изучению строения и развития хондриосом (совокупность всех хондриосом, или митохондрий) - это постоянно присутствующие в клетках животных и растений органоиды, обеспечивающие клеточное дыхание, в результате которого энергия высвобождается или аккумулируется в легко используемой форме. Для этого доказательства в 1970-е годы мы с коллегами из МГУ использовали очень необычные вещества – липофильные катионы. Это соединения, которые одновременно являются гидрофобными (т.е. жирными) и заряженными положительно. Такие вещества (в те же 70-е они были названы «ионами Скулачева» с легкой руки знаменитого американского биохимика Дэвида Грина) способны как призраки проникать сквозь любые биологические мембраны и прицельно накапливаться исключительно в митохондриях.
    40 лет назад мы предложили идею, что это свойство проникающих ионов может быть использовано для адресной доставки нужных веществ в митохондрию. Однако дальше общей идеи дело не пошло. Да в то время и не очень понятно было, что именно нужно адресовать в электростанции наших клеток.
    Однако в последние годы обнаружилось, что митохондрии и образующиеся в них свободные радикалы играют если не ключевую, то уж точно какую-то существенную роль в старении человека и развитии многих старческих болезней. И тогда становится ясно, что именно нужно адресно доставить в митохондрии – антиоксидант, который смог бы нейтрализовать эти свободные радикалы.
    Должен признаться, что эта идея первому пришла в голову не мне, а моему коллеге из Кембриджа Майклу Мерфи. Но конструкция вещества, которое он сделал на основе наших ионов, оказалась неоптимальной и, возможно, вообще неприменимой на практике. Как только он рассказал мне о своей работе, мне стало очевидно, что именно нужно поменять в формуле соединения, чтобы принципиально повысить его эффективность. Майкл отказался этим заниматься, сказав, что на основе его вещества уже построен целый бизнес-проект, дело идет к клиническим испытаниям и поменять формулу уже невозможно.
    Что же было делать? В 2005 году мы синтезировали наш вариант митохондриального антиоксиданта и он действительно оказался принципиально лучше его английского аналога. В этот момент мы решили начать наш собственный инвестиционный проект и до сих пор упорно конкурируем с западной компанией, которая параллельно ведет разработку лекарства на основе вещества Майкла Мерфи.
    Наша цель – попытаться при помощи придуманных нами соединений вмешаться в процесс старения человека. Конечно, хотелось бы просто остановить этот процесс, но если такое вмешательство окажется полезным в борьбе с каким-нибудь старческим заболеванием, то и это будет знаменательным результатом нашего проекта.

– Расскажите, каких новых результатов удалось достичь за последние несколько лет?
    – За 5 лет нашего проекта мы провели огромный комплекс исследований на самых разных биологических системах – животных, изолированных органах и тканях, культивируемых клетках и выделенных митохондриях. Все это опубликовано в нескольких десятках статей в международных научных журналах.
    На базе Московского университета удалось собрать команду из более чем 300 ученых, работающих над изучением свойств наших веществ. Такое стало возможным, поскольку работа на 100% финансируется из частных денег в рамках коммерческого инвестиционного проекта. Это те самые инновации, о которых многие в нашей стране говорят, но мало кто их видел.
    В общем, я могу сказать, что на животных наша гипотеза подтверждается – нам удается вмешаться в процесс старения, направленно доставляя антиоксидант в митохондрии.
    Неожиданно для нас самих, самого большого прогресса удалось добиться в борьбе с отдельными признаками старения, в первую очередь – старческими болезнями глаз. Это позволило нашему проекту разработать свой первый лекарственный препарат – глазные капли на основе митохондриального антиоксиданта SkQ1. Я с гордостью могу сказать, что в этом году проект начал клинические испытания этого препарата в нескольких московских глазных больницах.

– Суть вашей теории в том, что старость – это программа, заложенная в наших генах, которую можно отменить. Но ведь человек умирает не только от старости, есть еще и внезапная смерть, которая не зависит от возраста. Как вы можете это объяснить?
    – Не следует смешивать эти два понятия – старость и смерть. Старость можно определить как постепенное и согласованное ослабление функций организма с возрастом. Это в первую очередь приводит к возраст-зависимому увеличению вероятности смерти. Мы не собираемся заниматься «таблеткой бессмертия» и прочей чушью, придуманной недалекими журналистами. Речь идет исключительно о попытке хоть как-то повлиять на процесс одряхления человека.

– Удалось ли выяснить, когда человеческий организм начинает стареть?
    – Точно этого никто не знает. Мы рассматриваем старение как завершающую стадию онтогенеза – развития индивида. Такую же, как эмбриональное развитие, рост ребенка, половое созревание. Известно, что некоторые системы в нашем организме начинают стареть очень рано. Например, иммунная система достигает у нас максимума своих возможностей где-то в районе 15 лет. В 25 она уже хуже. То есть можно утверждать, что старение по этому параметру начинается по сути дела в подростковом возрасте.

– Над решением проблемы старения и возможности победы над ним бьются ученые всего мира. Существует множество научных теорий старения. У вашей гипотезы много противников и сторонников?
    – Мы до сих пор являемся во многом белыми воронами. Подавляющее число геронтологов и, тем более, гериатров считает старение неизбежным процессом накопления ошибок. Мы же утверждаем, что оно запрограммировано природой и эта программа записана в наших генах. Однако следует отметить, что наша точка зрения приобретает все больше и больше сторонников. Только что в международном журнале Aging ("Старение") опубликована статья за подписью 35 ведущих мировых ученых, утверждающая, что факт запрограммированности старения доказан. В том числе, и благодаря нашим скромным усилиям.

– Какие из экспериментов и открытий других ученых в этой области вы считаете наиболее значимыми и перспективными?
    – Рашель Баффенстайн из США недавно показала, что так называемый голый землекоп (naked molerat – африканский грызун размером с мышь), живет до 28 лет вместо мышиных двух-трех. При этом вероятность умереть в каждый отдельный момент времени у него очень мала и, что самое поразительное, не зависит от возраста животного. Голый землекоп не знает рака, сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, диабета, возрастного снижения иммунитета. Его клетки не боятся радикалов кислорода. В лице этого неказистого зверька мы получили лабораторную модель нестареющего млекопитающего, исследование которого может открыть путь к победе над старением и старческими болезнями.

– Вы – известный академик, состоявшийся человек, никогда не стремились к известности. Почему Вы решили развернуть широкую научную дискуссию и сделать Ваши исследования достоянием гласности?
    – Вначале я по неопытности игнорировал СМИ и посылал подальше прибегавших ко мне журналистов из массовых популярных изданий. Но это чуть не погубило весь наш проект. Одна из желтых газет, получив мой очередной отказ дать интервью, состряпала пасквиль из обрывочных сведений о нашей работе и обратилась к известным москвичам со следующим вопросом: «Как вы относитесь к тому, что олигархи будут жить вечно?» (В основу вопроса была положена дикая мысль о том, что порция нашего сравнительно простого вещества должна стоить миллиард долларов). Наш инвестор обиделся и чуть было не закрыл весь проект. Вот почему мы решили, что должны сами объяснять обществу, чем именно мы занимаемся. К сожалению, и это не всегда помогает. На днях опять один небезызвестный «журналист» – специалист по придумыванию сенсаций на пустом месте – повторил все ту же чушь, добавив от себя, что, оказывается, способ применения наших ионов – обстреливать ими (!) непременно какого-нибудь олигарха.

– На какую аудиторию рассчитаны Ваши лекции в эфире телеканала «Культура»?
    – Я рассчитываю в первую очередь на старшеклассников, студентов, аспирантов, молодых ученых, интересующихся биологией и еще не обремененных традиционными биологическими догмами.

– Биоинженерия – достаточно новая область в развитии человечества. В России, к сожалению, дела с наукой обстоят неважно. Есть ли у Вас последователи?
    – Если бы их не было, нам не удалось бы собрать трехсотенный коллектив участников проекта из ученых России, США, Швеции, Германии.

– Над проектом «Ионы Скулачева» вместе с Вами работает Ваш сын Максим. Как сложился этот научный дуэт, как распределяются функции в исследованиях, насколько сложно или просто вам работать вместе?
    – Для меня работа с Максимом – величайшее наслаждение. Главное, мне не надо спешить в осуществлении грандиозного замысла. Я уверен, что есть кому передать эстафету. Особенно ценно, что Максим не одинок в своем стремлении помочь претворить наш проект в жизнь. Рядом – его братья Федя, Костя, Кеша и сестра Татьяна. Отдельную роль играет Инна, моя жена, выполняющая самые трудные опыты с нашими веществами на искусственных мембранах. В общем, в какой-то мере, наше рискованное предприятие – это семейный подряд.