» » » Найдены останки обезьяны возрастом 29 миллионов лет

Найдены останки обезьяны возрастом 29 миллионов лет

16-07-2010, 09:13 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (5 145)
Этот современный гиббон еще не знает, что нашли останки его древнейшего предка.

Ученые нашли на раскопках череп древнего животного

Череп неизвестного животного был обнаружен антропологами из Университета Мичигана (США)в Саудовской Аравии во время раскопок. Примерный возраст находки 29 миллионов лет. Ученые считают, что это было небольшое существо размером с гиббона, которое весило около 15-20 килограммов. Для перемещения по земле оно использовало все четыре конечности, а во время отдыха предпочитало лежать на ветвях, а не сидеть, выпрямившись.

По строению зубов и носовых пазух черепа ученые установили, что перед ними останки древней обезьяны, которая была общим предком, как человекообразных обезьян, так и современных павианов.

Ее кости были найдены в слоях, датированных 28-29 миллионами лет назад. Авторы назвали существо Saadanius hijazensis. Слово «saadan» на арабском обозначает высших приматов и остальных обезьян, а «Al Hijaz» - это провинция Аль-Хиджаз, где была сделана находка, сообщает inright.

Возможно, предполагают исследователи, обезьяны-гоминиды, потомком одной из которых является человек, отделились в своем эволюционном развитии от павианов 28-29 миллионов лет назад. Ранее предполагалось, что такое разделение состоялось 30-32 миллиона лет назад.

У людей и мартышек появился новый общий предок

Обнаружение неизвестного вида обезьян помогло уточнить время ключевой развилки в эволюции приматов. Оказалось, развилка произошла на миллионы лет позже, чем считалось до сих пор.

Ученые уточнили время, когда наши предки — высшие обезьяны (человекообразные обезьяны, или гоминоиды, Hominoidea) отделились от узконосых обезьян Старого Света (мартышковых, Cercopithrcoidea). У палеонтологов из Мичиганского университета (University of Michigan) в Энн-Арборе появились доказательства того, что это произошло не в позднем эоцене, а в среднем олигоцене.

Открытие разрешает противоречие, которое до сих пор существовало между палеонтологическими и молекулярно-биологическими данными. Ископаемые остатки древних приматов катаррин (Catarrhini), которых считали последними общими предками гоминоидов и мартышковых, относятся к позднему эоцену – раннему олигоцену (35−30 млн лет назад). А сравнение геномов современных человекообразных обезьян и мартышек по числу накопленных мутаций говорит, что их ветви разошлись позднее. Но вычисленные данные до сих пор не были подтверждены палеонтологическими находками.

Арабская обезьяна – наш далекий предок

И вот это произошло. William Sanders и его коллеги описали остатки неизвестного ранее примата, найденного на западе Саудовской Аравии в геологической формации Шумайси (Shumaysi). Сохранились большая часть лицевого черепа, в том числе верхняя челюсть с зубами, височная кость и передняя часть черепной (мозговой) коробки.

Обезьяну назвали Saadanius hijazensis. По степени развития зубов и по характеру клыков ученые определили, что череп принадлежал взрослому самцу. Он имел средние для приматов размеры тела и весил 15−20 кг.

Ученые подробно описали строение костей черепа и зубов Saadanius. Многие черты отличают его от высших обезьян (гоминоид), остатки которых найдены в отложениях раннего миоцена (23−20 млн лет назад). Например, гоминоиды приобрели лобные синусы (пазухи), у самцов увеличились клыки, так же как и размер тела. Эти изменения специалисты связывают как со сменой питания, так и с развитием социального поведения.

У истоков человекообразных

Некоторые черты отличают Saadanius и от прочих катаррин. Ученые отнесли его к вершине этой группы приматов – самым поздним катарринам, жившим непосредственно перед разделением на гоминоидов и мартышек. Гоминоиды унаследовали от высших катаррин длинную и узкую носовую кость, а также общие пропорции лицевой части черепа. По размерам черепа Saadanius занимал промежуточное положение между прочими катарринами и гоминоидами.

Учитывая новые данные, палеонтологи считают, что ключевая развилка на эволюционном древе приматов случилась от 29−28 млн до 24 млн лет назад. Свои данные авторы работы опубликовали в журнале Nature.

1. » #1 написал: VP (16 июля 2010 09:34)

Недостающее звено было предсказано

Новый вид меняет наши представления о том, когда разошлись эволюционные «дороги» людей и обезьян

Наша генеалогия, возможно, отклонилась от наших обезьяньих родственников позже, чем считалось до сих пор. На такую точку зрения ученых натолкнула новая окаменелость древнего примата из Саудовской Аравии.

Ее признали ключевым шагом в понимании человеческого развития, когда генеалогия гоминидов, которая включает человекообразных обезьян и людей, ответвилась от обезьян так называемого Старого Света.

Открыватели частично приматоподобного черепа в западной Саудовской Аравии говорят, что теперь, кажется, плохо понимавшееся разделение главных групп приматов можно относить к временному отрезку между 29 и 24 миллионами лет назад. Сделанный в 2004 году анализ ДНК ныне живущих приматов и обезьян в Африке и Азии выявил более раннее расхождение ветвей - между 34,5 и 29,2 миллионами лет назад.

Интригующая мозаика особенностей недавно раскопанной окаменелости, относимой ко времени между 29 и 28 миллионами лет назад, предполагает, что неизвестное существо прожило свою жизнь незадолго до нашего общего предка, приведшего к гоминидам — ветви приматов, которая включает человекообразных обезьян (приматов) и людей, а также обезьян Африки, Азии и Европы. Команда во главе с антропологом Иядом Залмутом из Университета Мичигана в Анн-Арборе сообщает о своей уникальной находке в новом журнале «Nature».

Залмут и его коллеги «назначили» обнаруженный череп на новый вид приматов, Saadanius hijazensis.

“Это замечательное открытие, реально недостающего звена, заполняющего промежуток в нашем понимании времени и анатомических изменений, характеризующих развитие приматов и обезьян Старого Света”, отмечает антрополог Джон Флигл из Университета Стони-Брук в Нью-Йорке.

Залмут, работавщий с членами Саудовской Геологической службы в Джеддахе, нашел неполный череп Сааданиуса еще 17 февраля 2009 года в слое, сформировавшемся из слоя застарелого вулканического пепла. Основываясь на размере экземпляра и его форме, исследователи полагают, что Сааданиус весил 15-20 килограммов, что позволяет относить этого примата к среднеразмерным приматам его эры.

По мнению ученых, Сааданиус мог обладать относительно длинным лицом с узкими носовыми костями, крупными коренными зубами и другими чертами, напоминающими таковые у старших приматов ранее извлеченных из геологической формации на краю пустыни Сахары в Египте. Исследователи расценили, что те существа жили в диапазоне между 35 и 30 миллионами лет назад.

Обa фото - Iyad S. Zalmout, University of Michigan Museum of Paleontology, 2009

Но несколько существенных анатомических особенностей, включая длинный трубчатый ушной канал, отличают Сааданиуса от его предшественников-приматов, говорят ученые. И, в отличие от обезьян Старого Света и гоминоидов, которые эволюционировали затем приблизительно 24 миллиона лет назад, Saadanius — которого группа Залмута идентифицирует в качестве мужчины-самца, основываясь на особенностях строения зубов — не имел носовых пазух и крупных клыков, характерных для более поздних приматов и самцов обезьян.

По этой причине, исследователи используют цифру 24 миллиона лет в качестве новой даты, когда обезьяны Старого Света отклонились от приматов.

В 1993 году антрополог Бренда Бенефит из государственного университета Нью-Мексико в Лас-Крусесе выступила с идеей, что общий предок обезьян Старого Света и приматов, или его близкий родственник, должен напоминать новообнаруженную окаменелость. “Saadanius поразительно соответствует ее предсказанию”, говорит «мичиганец» Уильям Сэндерс; он - соавтор нового исследования.

Сааданиус, по-видимому, жил незадолго до обезьян Старого Света и приматов, которые откололись от общего предка, говорит Флигл. К сожалению, разрыв в 5-10 миллионов лет отделяет Saadanius от самых ранних из известных мартышковых и гоминоидов. Таким образом, основные звенья ключевого эволюционного перехода остаеются все еще не установленными.

А это, в свою очередь, мешает определить эру расхождения приматов-обезьян Старого Света, говорит антрополог Элвин Симонс из Университета Дьюка в Дареме, штат Северная Каролина (США). Однако новооткрытая окаменелость "вписывается в точности так, как это и должно быть" в эволюции приматов, считает он.

Несмотря на то, что необходимы дополнительные находки окаменелостей, саудовский экземпляр обеспечивает более надежную оценку времени решающего изменения в эволюции приматов, нежели это можно почерпнуть из исследований ДНК ныне живущих приматов и обезьян, убежден Дэвид Беган из университета Торонто.

материал: Дмитрий Алексеев