Самарский национальный исследовательский университет им. Королёва получил от Роспатента свидетельство о регистрации уникального беспилотного летательного аппарата «Фотон 601». Отличительной чертой нового БПЛА является его возможность ориентироваться на местности без использования спутниковой навигации типа GPS или ГЛОНАСС.
Весь секрет кроется в альтернативном оптическом навигационном комплексе, благодаря которому беспилотник определяет свое местоположение. Посредством такого «технического зрения», а также заранее выставленным опорным точка на всем протяжении маршрута, «Фотон 601» в автономном режиме выполняет поставленные задачи, независимо от спутников, а значит и от помех со стороны РЭБ-аппаратуры.
Тем не менее, БПЛА не лишен возможности дистанционного управления с земли. Оно происходит по радиосвязи, при потере которой беспилотник сам возвращается на аэродром, осуществляя посадку полностью автоматически.
Продолжительность полета аппарата составляет около суток, а дальность – не менее 400 км. И это несмотря на свои относительно скромные габариты. Такие летные характеристики удалось достичь благодаря гибридной силовой установке: электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания. Однако уже сейчас ведутся работы по переходу только на электротягу, что позволит увеличить продолжительность полета до 32 часов.
Первые прототипы «Фотон 601» оснащены несколькими видео- и фотокамерами высокого разрешения. Помимо этого, они будут способны нести полезную нагрузку до 9 кг. Это позволит впоследствии дооборудовать беспилотный летательный аппарат различными сенсорами и датчиками, которые смогут в режиме реального времени анализировать воздух на предмет радиоактивного или химического заражения.
Однако первоочередные задачи нового беспилотника – это оптическое наблюдение за различными объектами инфраструктуры и производства, мониторинг магистральных нефте- и газопроводов и прочее. Вероятнее всего, некоторые технологии, протестированные на данном аппарате, будут внедрены и в БПЛА военного назначения.
Сейчас несколько аппаратов «Фотон 601» проходят испытания. Уже на этом этапе новинкой заинтересовались военные ведомства страны (Федеральная служба безопасности, Минобороны и Федеральная служба охраны), Министерство чрезвычайных ситуаций, а также крупные нефтяные компании.