В московском технопарке «Слава» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 24 апреля проинспектировал последние инновации отечественной промышленности, созданные в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Это электродвигатели на высокотемпературных сверхпроводниках второго поколения, начинка для оптических томографов, ходовой макет беспилотного микроавтобуса «Шатл», а также другие разработки, которые должны «сделать нашу страну одним из глобальных технологических лидеров. Тот, кто будет определять новые тренды через 10-15 лет, станет одним из выгодоприобретателей научного процесса», отметил премьер.
Накануне он одобрил выделение 9,6 млрд руб. на реализацию мероприятий НТИ в 2018 году, но понятно, что одних денег для достижения намеченных целей будет недостаточно.
Реиндустриализация или новые рынки?
Работы предстоит много. «Если посмотреть на структуру российского ВВП, то «до половины ее объема составляет аналоговая экономика, то есть наследство, доставшееся от СССР. Не более 5% составляет экономика, которая ориентирована на высокотехнологичный экспорт, а остальное – то, что мы называем “импортированная экономика”», т.е. построенная на покупке устаревающих технологий и оборудования, материалов, а иногда и специалистов из-за рубежа, подчеркнул директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков на прошлогоднем заседании президиума РАН.
Конечно, подобная ситуация не несет для страны никаких положительных перспектив. Скорость технологических инноваций стремительно нарастает, и «в эпоху цифровой экономики уже невозможно воспроизвести те решения, которые существовали раньше. Нельзя построить новое поколение самолетов, используя аналоговые методы проектирования и производства», и в течение ближайших двадцати лет постсоветская часть экономики просто исчезнет», объясняет Д. Песков. Получается, что, если сегодня не подготовить базу для перехода российских предприятий на новые технологии, через 20 лет ВВП России сократится вдвое.
Ходовой макет беспилотного микроавтобуса «Шатл»
Сам термин НТИ впервые прозвучал 4 декабря 2014 года в послании Владимира Путина к Федеральному Собранию, но вскоре выяснилось, что на суть программы есть две разные точки зрения. Академическое сообщество видело «инициативу» главным инструментом программы импортозамещения, модернизации производственной базы и реиндустриализации страны. Тогда как АСИ предложило сосредоточиться исключительно на перспективных технологических рынках (объем не менее $100 млрд к 2035 году при отсутствии общепринятых стандартов). «Бороться за существующие рынки нет смысла, нас туда все равно не пустят по политическим, экономическим и многим другим соображениям. Мы делаем ставку на те рынки, где есть предприниматели, которые готовы рисковать собственными средствами, вкладывать собственные деньги», – отметил Д. Песков летом прошлого года.
В итоге правительство склонилось ко второму варианту. Официальная цель НТИ – «поддержать российские компании, которые имеют определенный конкурентный потенциал на новых рынках, там, где еще не приняты стандарты, и где можно занять определенную нишу», заявил Д. Медведев на последнем заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Двигатели, беспилотные автобусы, электростанции
Общий портфель проектов НТИ за последний год вырос почти вдвое и уже приближается к трем сотням. Кроме сверхпроводников и деталей томографов, в рамках программы создан аппарат по автоматическому химическому анализу сточных вод, катамаран на солнечных батареях, товары персональной медицины (генетические тесты, портативный кардиокомплекс, система контроля бодрствования для водителей). Но основные результаты «инициативы» сложно оценить сегодня, поскольку они рассчитаны на рынки, которые только зарождаются. Это квантовые технологии, робототехника, искусственный интеллект, технологии дополненной и виртуальной реальности, обработка генетических данных.
Всего отобрано девять рынков. Это распределенные системы беспилотных летательных аппаратов (AeroNet), средства человеко-машинных коммуникаций (NeuroNet), распределенная энергетика (EnergyNet), логистика на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры (AutoNet), персональная медицина (HealthNet), персональные системы безопасности (SafeNet), рынок морских интеллектуальных систем (MariNet), систем персонального производства и доставки еды и воды (FoodNet), а также децентрализованных финансовых систем и валют (FinNet). Главный документ реализации НТИ – это дорожная карта.
Есть и пилотные проекты. Например, создание в Севастополе распределительной электросети нового поколения, где будут задействованы новые цифровые технологии управления, такие как адаптивные коммутационные аппараты и мастер-станция диспетчерского управления, использующая элементы искусственного интеллекта.
Далеко в будущее заглядывают проект нейротехнологий CoBrain (исследования, связанные с расширением ресурсов мозга человека, в первую очередь за счет интеграции его в техносферу) и проекты персональной безопасности (биометрический контроль и аутентификация, мультимодальная биометрия для системы управления персональными данными, создание инфраструктуры квантовых коммуникаций для обеспечения абсолютно безопасной связи и т.д.).
Из тех проектов, которые могут дать положительный эффект уже сегодня, следует выделить высокотемпературные сверхпроводники второго поколения компании «СуперОкс», оборудование на основе которых будет введено в эксплуатацию на подмосковной подстанции «Мневники» в этом году. Достоинство новой технологии, как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, в том, что она «обеспечивает супернадежность всей энергетической системы после короткого замыкания, а также долговечность оборудования». Кроме того, «СуперОкс» создала электрический ракетный двигатель для орбитального космического буксира, а «в конце года мы должны сделать и сдать в эксплуатацию двигатель мощностью до 500 кВт, который может применяться как в авиации, так и в кораблестроении», говорит глава компании Александр Вавилов.
В транспортной сфере плодами НТИ стали созданный ГНЦ «НАМИ» в кооперации с КамАЗом и Яндексом беспилотный микроавтобус «Шатл» для перевозки пассажиров на закрытых территориях. Первым серьезным испытанием для него должен стать ближайший чемпионат мира по футболу. Год назад во Владивостоке прошел обкатку другой беспилотный автобус производства компаний Volgabus и BMG (Bakulin Motors Group) под названием Matrёshka. В перспективе его разработчики планируют создать средства для беспилотных грузовых и специальных перевозок (оборудование для МЧС, передвижные накопители энергии, мобильные диагностические комплексы).
Испытания беспилотного автобуса Matrёshka
Особого внимания заслуживает разработанный новосибирской компанией «Энергозапас» проект твердотельной аккумулирующей электростанции (ТАЭС), которая работает по принципу гидроаккумулирующих станций (ГАЭС). Отличие в том, что ТАЭС перемещает наверх не воду, а упакованный грунт с помощью вертикальных лифтов, не привязана к водным ресурсам и рельефу местности. Станция потребляет дешевую ночную электроэнергию, чтобы поднять груз наверх, и вырабатывает ее, когда груз опускается вниз под действием силы тяжести во время утренних и вечерних скачков потребления, балансируя нагрузку в энергосети. ТАЭС даст мгновенный экономический эффект, поскольку сегодня пики потребления э/э покрываются за счет строительства дополнительной тепловой (угольной, газовой) генерации, которые работают всего несколько часов в сутки.
Создавать условия, а не продукт
Но основной акцент своей работы правительство делает на создании инфраструктуры для выработки инноваций. В рамках НТИ откроют шесть центров компетенций на базе российских вузов, а также десять нейроцентров в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Владивостоке, Новосибирске и Самаре.
Проект твердотельной аккумулирующей электростанции (ТАЭС)
Еще более важная задача – совершенствовать законодательство для внедрения новых разработок. Это не требует долгосрочных проектов и крупных материальных вложений, но нынешнее состояние российского правового поля инновациям точно не способствует. «Вся сегодняшняя законодательная база препятствует применению распределенной энергетики, препятствует ее интеллектуализации», – считает представляющий платформу Energy Net академик РАН Алексей Макаров. С ним солидарны и его коллеги из других направлений НТИ. «Наша нормативно-правовая база полностью не соответствует международным стандартам, особенно это касается закона о клеточных технологиях», – говорит соруководитель платформы HealthNet член-корреспондент РАН Валерий Береговых. Та же ситуация с развитием направления AeroNet, в частности по проведению картографических съемок.
Участники НТИ сходятся во мнении, что достичь мирового технологического преимущества на новых рынках без адекватного законодательства невозможно. Потому нужно «отсекать старое нормативное регулирование, которое только запутывает ситуацию и не даёт развиваться новым разработкам», подчеркнул премьер-министр на последнем заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России.
______________________ Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|