Лучшие ученые мира стараются разгадать секреты мозга и понять, почему он стареет, а человек при этом глупеет. Даже открывший структуру ДНК, Джеймс Уотсон говорит, что, если бы была возможность начать вторую жизнь, он бы обязательно посвятил ее изучению мозга. Доктор Уотсон тоже хочет знать, как продлить молодость мозга и сохранить светлый разум в преклонном возрасте.
Infox.ru уже писал об исследовании американских ученых, которые нашли взаимосвязь между количеством дендритных шипиков и возрастными изменениями памяти. По их данным, с годами количество шипиков на нейронах уменьшается, и мозг млекопитающих утрачивает былую способность запоминать. В исследовании биологов из Калифорнийского университета (University of California) и Университета Рокфеллера (The Rockefeller University) описана еще одна причина повышенной смертности шипиков.
Центр запоминания
Гиппокамп — участок мозга, который участвует в формировании многих типов памяти и переформатирует краткосрочную память в долгосрочную. Иными словами, он получает информацию, кодирует ее, упаковывает в архивы и достает необходимые файлы по требованию. На клеточном уровне запоминание, архивация и переформатирование осуществляются с помощью связей между разрастающимися нейронными шипиками, которые образуют дополнительные синапсы. Под микроскопом помнящая нервная клетка значительно отличается от своих отдыхающих соседок. У запоминающей труженицы размеры и масса отростков сильно увеличиваются.
Стресс отупляет
Неоднократно ученые сообщали, что стресс изменяет структуру и функции запоминающего центра. Достоверно доказано, что хронический стресс приводит к ослаблению памяти и внимания, вызывает аномальные изменения в строении нервных клеток и синапсов. Кратковременный острый стресс тоже корректирует форму нервных клеток, уменьшая разветвленность и плотность древовидных (дендритных) отростков в функциональных участках гиппокампа. Причем нейроны, измененные под действием хронического и краткосрочного стресса, могут несколько отличаться по внешнему виду. Исследователи отмечают, что наблюдаемые различия не изменяют суть проблемы. Главное — стресс влияет на функциональные зоны гиппокампа. Эффект же может отличаться в зависимости от силы стресса, продолжительности воздействия, гормонального фона и возраста организма, который находится под воздействием стресса. Тем не менее исследований, направленных на изучение механизмов, при помощи которых стресс ослабляет память, до настоящего момента не проводилось, говорят авторы работы.
Мыши в мегаполисе
Исследователи из США под руководством Кристофера Рекса (Christopher S. Rex) провели эксперимент на трансгенных мышах, нейроны которых производили желтый флуоресцентный белок. С помощью такой метки ученые сделали нервные клетки более видимыми и заметными. Далее по уже разработанным и испробованным методикам ученые вгоняли мышей в краткосрочное стрессовое состояние.
Чтобы оценить всю остроту эксперимента, нужно представить себя лабораторной мышкой — ради науки им пришлось пережить нешуточный страх. Каждая мышь сидела в отдельной колбочке объемом 50 мл. Емкости с мышками стояли не на столе, а на вибрирующей площадке. Более того, эксперимент проходил в ярко освещенной лаборатории и сопровождался музыкой и шумом. Очевидно, что мыши чувствовали себя некомфортно. Впрочем, если на минуточку представить тысячи москвичей, которые заталкиваются в вагоны метро и электричек (особенно в эти дни на Курском вокзале), то, пожалуй, мышиный стресс можно сравнить с ежедневной рутиной жителя мегаполиса.
Стресс подрезает веточки нейронов
После описанного выше пятичасового стресса ученые проверили способность мышей усваивать новые знания, а заодно присмотрелись к морфологическим изменениям в нейронах гиппокампа. Оказалось, что у мышей значительно уменьшились количество и плотность расположения дендритных шипиков в уже известном биологам участке CA3. Дело в том, что предыдущие исследования указывали на деградацию нейронов в этой области при хроническом стрессе. Теперь ученые выяснили, что нейроны изменяются и при коротком остром стрессе.
Согласно результатам исследования, утрата шипиков сопровождается ослаблением нейронных связей. Это и понятно, ведь каждый дендритный шипик образует синапс с другими отростками. С помощью таких узелочков нейроны образуют единую сеть. Но если узелок разрезать, то в сети образуется дыра. Чем больше таких дыр (и меньше нейронных связей), тем хуже клетки мозга обмениваются информацией. Соответственно, новая информация не только не сохраняется, но даже не усваивается. Именно к таким выводам пришли ученые, когда соотнесли количество потерянных шипиков с интеллектуальными изменениями.
«Индивидуальный уровень утерянных шипиков коррелирует с когнитивными нарушениями испытуемой особи», — пишут авторы работы Correlated memory defects and hippocampal dendritic spine loss after acute stress involve corticotropin-releasing hormone signaling, опубликованной в журнале PNAS.
Исследователи обратили внимание на то, что в ответной реакции на стресс принимает участие тоже известный нейропептид — кортикотропинвысвобождающий гормон (CRH). С его появлением и включением соответствующего рецептора ученые связывают обрезание шипиков. Исследователи отмечают, что пока неясно, как белок CRH истребляет отростки нейронов. В больших концентрациях нейропептид способен самостоятельно убивать дендритные шипики, воздействуя на рецептор CRFR1. Однако в живом организме нейроубийца, скорее всего, взаимодействует с другими соединениями. Ученые предполагают, что CRH лишь одна из молекул, которые угнетают память и способность обучаться.
Нейрофизиологи попробовали блокировать систему CRH-CRFR1. Оказалось, что мышей с отключенной системой «белок-рецептор» шум мегаполиса не гнетет. После пятичасовой лабораторной пытки зверьки не страдали явными когнитивными расстройствами, да и с нейронами все было в норме. Исследователи утверждают, что полученные результаты можно применить и в медицинской практике.
Пока биологи не нашли остальных участников отупляющего процесса, они советуют избегать стрессов и беречь нервы. Известно, что легкий стресс (например, ушат холодной воды) активирует организм и заставляет человека взбодриться. Но ситуации, в которые горожане попадают каждый день, могут значительно отуплять мозг и снижать интеллект.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Сообщение: Россия заняла 51-е место из 57 возможных по итогам стресс-теста устойчивости к глобальному экономическому кризису. США оказались на 28 месте. Наиболее устойчивой к кризису оказалась Индия (13 место), Канада (16-е) и Китай (18-е).
Природа стремительно подгоняет нас к поиску решения. Обычными средствами здесь не обойтись. Это очевидно всем руководителям, как политическим, так и экономическим. Решение лежит в общественной плоскости - в изменении общественных отношений. Впервые это возможно - ведь "голод не тётка"! Приняв методику исправления эгоизма на альтруизм (образованием, а не насилием), Россия одновременно реализует свою вековую мечту - быть примером для всего мира.
Сообщение:
Считается, что память находится в мозгу, но эксперименты не обнаружили ее ни в каком отделе мозга. Компьютерный диск обладает постоянным форматом и поэтому выдает ту же записанную информацию. Но клеточные и химические составляющие мозга постоянно взаимодействуют и меняются. Как может сохраняться память в постоянно меняющемся мозгу? Если мысли и память содержатся в голове, как они могут подвергаться влиянию извне? Биолог Р. Шелдрейк: память находится не в мозгу, а в поле, которое окружает и пронизывает мозг. А мозг, как приемник, считывает информацию этого поля (как радиоприемник ловит радиосигналы). Любой организм наполнен внутри и окружен снаружи полем, которое определяет его форму и содержание. Организмы связаны полем, с накопленной памятью, которую, как единое целое, пережили в прошлом. Через это поле они влияют друг на друга. Настоящее хранилище воспоминаний находится в пространственном измерении, пока недоступном для нашего наблюдения. Мозг - не хранилище информации или разума, а прибор, выполняющий соединение человека с его внешним полем.
Каббала: В нас находится цепочка информационных записей (решимот). Эти записи, под воздействием окружающего нас поля (света), последовательно "оживают" - превращаются в ощущаемую нами динамическую картину мира. Подобно тому, как из памяти компьютера вызывается проигрывание видеозаписи. Мы не может влиять на цепочку записи. Но в наших возможностях ознакомиться с программой их проигрывания, и, своими усилиями, способствовать их успешной реализации. В этом случае, мы как бы сами
запускаем программу и постигаем ее причину, течение и цель - и т.о. поднимаемся на уровень Создателя.
Возможность же потрогать мозг руками доказывает то, что рук и мозга не существует. А существуют только законы физики и математические ...
Тайна, скрытая за материей (фильм)