» » » Главные новости науки и техники на сегодня

Главные новости науки и техники на сегодня

13-04-2018, 10:16 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 780)

Главные новости науки и техники на сегодня

Новый тип кубита для квантовых компьютеров

Международная группа ученых создала революционную технологию кубитов, основанную не на джжозефсоновском переходе (разрыв в сверхпроводнике), а на сплошной сверхпроводящей нанопроволоке. Новый тип кубита основан на эффекте квантового проскальзывания фазы.

Алексей Устинов, соавтор новой работы, заведующий лабораторией “Сверхпроводящие метаматериалы” НИТУ “МИСиС” прокомментировал: «Если нанопроволоку разбить на два участка и сделать в центре утолщение, то, меняя затвором заряд на этом утолщении, можно фактически делать периодическую модуляцию процесса квантового туннелирования магнитных квантов через проволоку, что в этой работе и наблюдается.”

Таким образом был получен управляемый и когерентный эффект, который можно применять в создании кубитов нового поколения. По функциональности они не будут уступать остальным, зато проще в изготовлении.

Память бактерий

Во время исследований бактерий синегнойной палочки, источника опасных инфекций с высокой устойчивостью к антибиотикам, ученые обнаружили, что колонии бактерий не просто способны координировать поведение друг друга и передавать информацию, но и “запоминают” процесс защиты на следующий раз.

Для защиты эти бактерии формируют биопленку. И сперва 95% клеток удерживаются на ее поверхности не дольше 30 секунд, что замедляет сигналы, но если бактерии с этой пленки пересадить на новую поверхность, они закрепляются и формируют пленку в несколько раз быстрее.

Оказывается, все дело в количестве сигнальных молекул и активности подвижных белковых структур на их поверхности. У новых молекул они проявлялись как новая форма “памяти”. Это снижает из подвижность и закрепляет в биопленке.

Метаповерхность повернула звуковую волну без потерь энергии

Новая акустическая метаповерхность преломила звуковые волны почти без энергетических потерь. Добиться этого удалось благодаря разработке специальной геометрии резонаторных ячеек с двухосной анизотропией, которая позволяет снизить долю рассеянных звуковых волн до 10 процентов. Метаповерхности — это массивы ячеек размером меньше длины волны с правильной геометрией полостей внутри каждой ячейки.

Геометрия одного блока акустической метаповерхностиГеометрия одного блока акустической метаповерхности

Ученые отмечают, что предложенные ими структуры акустических метаповерхностей можно использовать практически во всем диапазоне звуковых волн. В будущем авторы работы планируют приспособить их в том числе и для использования в подводных условиях, например, в качестве элементов гидролокационных устройств.

Напечатанный на 3D-принтере блок акустической бианизотропной поверхности / Junfei LiНапечатанный на 3D-принтере блок акустической бианизотропной поверхности / Junfei Li

А также:

Космос

• Астрономы запустили самые масштабные компьютерные симуляции обычной и темной материи из полученных данных можно сделать вывод, что нейтрино составляют 3–5%темной материи, а не 0.5% как считалось ранее, а их масса должна быть 0.3–0.5 электронвольта.
  • Используя реликтовый микроволновой фон ученые получили новую карту сети галактических нитей, охватывающую все Вселенную.

Галактические филаменты вносят искажения в наблюдения микроволнового реликтового излучения Вселенной / ©Siyu He, Shadab Alam, Wei Chen, and Planck/ESAГалактические филаменты вносят искажения в наблюдения микроволнового реликтового излучения Вселенной / ©Siyu He, Shadab Alam, Wei Chen, and Planck/ESA

• Российский зонд Trace Gas Orbiter вышел на научную орбиту Марса и в ближайшие недели начнет исследовать атмосферу в рамках программы “ЭкзоМарс” — искать следы метана, пропана, этана и других газов, свидетельствующих о существовании жизни в прошлом (а может и настоящем).
  • NASA приступило к сборке ровера “Марс-2020”. Начали с посадочного модуля (на фото). Запуст запланирован на июль 2020 года. Его задача — исследовать геологию, найти следы жизни и оценить риски для будущих исследователей.

Медицина

• Ученые создали биосенсорные наночипы высокой чувствительности из оксида графена и меди (вместо привычного золота). Такой чип дешевле и проще в создании, и в нем нет значительных изменений в конфигурации. Технологию можно будет использовать для создания биосенсорных устройств для гаджетов, носимой электроники, “умной” одежды…
  • Группа ученых, воздействуя на мозг, заставила парализованного больного, потерявшего чувствительность кожи, почувствовать конечности. Эта имитация помогла ученым определить участки коры и соответствующие ощущения, что в последствии поможет в разработке нейроинтерфейсов и бионических протезов.

Зоны чувствительности в соответствии с электродами / © Р. A. Андерсен и др., eLifeЗоны чувствительности в соответствии с электродами / © Р. A. Андерсен и др., eLife

• Команде экспертов удалось идентифицировать белок гена apoE4, повышающего риск развития болезни Альцгеймера, и предотвратить вызываемое им повреждение нейронов человека. Пока что только в лабораторных условиях.
  • Создан новый класс антибиотиков, — одилорабдины, — источником которых стали бактерии, обитающие в червях-нематодах. Одилорабдины воздействуют на рибосомы в клетках бактерий, в частности на их способность “читать”, вызывая гибель. По словам создателей, новый препарат будет эффективен против устойчивых к антибиотикам бактерий.

Желтым выделен участок, на который воздействуют новые препараты / © UIC/Yury Polikanov, et alЖелтым выделен участок, на который воздействуют новые препараты / © UIC/Yury Polikanov, et al

Археология, палеонтология, антропология

• На побережье Великобритании обнаружили фрагмент челести ихтиозавра. Сравнив ее размеры с костями ихтиозавров известной длины, ученые пришли к выводу, что этот монстр превышал в длину 25 метров, что делает его крупнейшим известным представителем его группы и одним из самых ужасающих великанов, живших на Земле.

• Археологи пришли к выводу, что два самых древних камня в Стоунхендже, указывающие на Солнце во время зимнего и летнего солнцестояния, были “установлены” там еще природой. Люди лишь подняли их в вертикальное положение. Эта теория разрешает загадку, почему весь комплекс был возведен на этом месте.

• В Саудовской Аравии нашли фалангу среднего пальца, принадлежавшую представителю Homo Sapiens. Изотопный анализ показал, что ее возраст — 88 тысяч лет, что на 20 000 лет раньше, чем считалось.

(Nature Ecology & Evolution)(Nature Ecology & Evolution)

Биология

• В Антарктиде собрали первый урожай овощей, — салат-латук, редис и огурцы, —  выращенных без почвы и солнечного света. Местный “садовник” тратит на теплицу около 3–4 часов в день. К маю надеется получать по 5 кг овощей в неделю. Результаты эксперимента и полученный опыт понадобятся в будущем космонавтам.

Напечатанные 3D-жуки, а также ящерицы и паучки

Японские дизайнеры из Лаборатории прототипов и дизайна Токийского университета, напечатали на 3D-принтере существ, движение которых повторяет движения живых жуков, пауков и ящериц. У последней, кстати, гибкий позвоночник, поэтому ящерица продолжает шевелиться, даже если ее поднять за центр тельца, голову или хвост.

via