» » » Дайджест научных новостей

Дайджест научных новостей

31-03-2018, 11:18 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 071)

Дайджест научных новостей

Начнем с новостей из России: суперкомпьютер “Говорун” и нейросеть, предсказывающая смерть.

Другие новости из мира науки: “невозможная” галактика без темной материи, старт новой фазы клинических испытаний многообещающей вакцины от рака и новый орган в теле человека. А также перенос запусков телескопа “Джеймс Уэбб” и индийского аппарата Чандраян-2, гибкий пластырь и 3D печать водой.

Поехали!

Суперкомпьютер “Говорун”, отличается умом и сообразительностью

Новый суперкомпьютер в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне получил название “Говорун” в честь академика, советского математика Николая Николаевича Говоруна, а не в честь известной птицы, как вы могли подумать.

Его производительность составляет 1 петафлопс, то есть он попадает на 63 место в рейтинге ТОP 500 самых мощных суперкомпьютеров мира. Суперкомпьютер построен на базе 72-ядерных процессоров Intel Xeon Phi 7290 и Intel Xeon Gold 6154. Информация между вычислительными узлами осуществляется с помощью технологии Intel Omni-Path на скорости 100 Гбит в секунду.

Нейросеть надежнее кукушки

На прошлой неделе нейросеть научили сомневаться в своих решениях, на этой — предсказывать смерть. Сотрудники компании Gero совместно с МФТИ обучили нейросети предсказывать вероятность смерти на основе данных фитнес-трекера, то есть неинвазивно оценивать биологический возраст человека.

Обучали сеть на медицинских данных 10 000 человек, которые были собраны в середине 2000-х в рамках национального исследования NHANES в США.

Разработка будет полезна медицинским организациям и страховым компаниям… А вообще представьте, объелись вы в праздники, а приложение на телефоне радостно вам сообщило, что вы только что сократили свою жизнь на несколько месяцев. С другой стороны, любая прогулка и физическая активность будет оборачиваться приростом.

Прототип приложения Gero Lifespan уже можно загрузить на смартфон.

Мобильное приложение от Gero и МФТИМобильное приложение от Gero и МФТИ

Переходим к другим новостям из мира науки

Галактика без темной материи

С помощью телескопа “Хаббл” астрономы обнаружили новую галактику NGC1052-DF2, в которой почти нет темной материи. Ученые считали это невозможным.

Загадочная “невозможная” галактика выглядит как разреженное небольшое скопление — словно кто-то взял обычную галактику и выкинул из нее все, кроме шаровых скоплений и небольших групп звезд по окраинам. Скорость скоплений в несколько раз меньше обычной — менее 10 км/c, а масса галактики совпадает с массой всех ее звезд.

Невидимая темная материя — загадка для ученых, но из нее состоит 22% нашей вселенной (для сравнения, звезды и пр. составляют 0.4%, всего лишь 0.4%, Карл!). Она не испускает электромагнитного излучения и напрямую с ним не взаимодействует. Поэтому ученые догадываются о наличии темной энергии по ее воздействию на окружающие космические тела. В новой галактике это влияние вообще отсутствует, а значит, если темная материя там и есть, то ее очень мало.

Фото: NASA

Тестирование вакцины от рака

Начинается новый этап клинических испытаний многообещающей вакцины, да-да, именно вакцины, от рака —теперь на людях. К концу этого года руководитель проекта Рональд Леви собирается набрать две контрольные группы общей численностью 35 человек. Цель: вычислить оптимальную дозу препарата и выявить побочные эффекты.

Испытания начались после того, как исследователи обнаружили, что инъекции из двух иммуностимулирующих агентов непосредственно в опухоль приводят к уничтожению раковых клеток защитными Т-лимфоцитами, которые обычно не способны отличить раковые клетки от здоровых. Причем иммунитет начинает уничтожать и те раковые клетки, которые начали расползаться по организму. Именно благодаря стимуляции иммунитета, новое лекарство называют вакциной.

Надеемся на успех, перспективы довольно многообещающие — ученым удалось излечить 97% мышей от лимфомы.

А в это время ученые из Университета Йоханнесбурга разработали перспективные медикаменты для лечения рака — комплексные соединения, в составе которых есть серебро. Действие препарата основано на искуственно вызываемом апоптозе — некрозе тканей. В результате него раковые клетки распадаются и на их месте остается поврежденная, но здоровая ткань. Ученые пока что проводят испытания в лабораторных условиях на мышах и тканях человеческих раковых клеток.

Новый орган в теле человека

Интерстиций или строма —новый орган в наших телах, о котором никто раньше не знал, потому что он просто становился невидимым при обработке формальдегидом. Находится он в соединительной ткани, которую до данного момента ученые считали толстым слоем ткани без пустых пространств.

В живом теле (а ученые совершили открытие во время обычной эндоскопии с микрокамерой) они обнаружили, что соединительная ткань оказалась “открытым, заполненным жидкостью пространством, поддерживаемым толстым коллагеновым слоем”. Она работает как мягкая подушка, защищая органы во время внешних движений и во время сокращения и работы самих органов рядом с друг другом.

Исследователи теперь считают, что именно по этим каналам вместе с жидкостью могут распространяться раковые клетки, так что находка требует более тщательного изучения.

А также:

• Хотите опробовать себя в жизни на Марсе? На склоне вулкана Мауна-Лоа на Гавайях стоит Комплекс по имитации полета на Марс, и ежегодно они набирают добровольцев для сложной программы научных исследований. Требования — здоровые люди от 21 до 65 лет, готовые “провести в заточении” несколько месяцев, подать заявку можно до 2 апреля.
  • Запуск телескопа “Джеймс Уэбб” снова отложили, теперь на май 2020-го. Напоминаем, что его планировали запустить еще в 2011-м. Но продолжают тестировать и доделывать. Аппарат будет вести наблюдение за самыми древними галактиками и звездами, смотреть, как формируются новые, и изучать экзопланеты.
  • А запуск индийского лунного аппарата “Чандраян-2” перенесли с конца апреля на октябрь этого года. Причина: затянувшиеся испытания.
  • 3D печать водой в масле: исследователи создали новый класс материалов, использовав основу из минерального масла с гидрофобными полимерными молекулами и “чернила” из воды с гидрофильными частицами золота. В итоге получается печать взвешенными в масле частицами воды. Структура обладает способностью к деформации и памятью формы. Планируют применять в электронике (гибкие экраны), фармацевтике и медицине.

• В США разработали устройство в виде козырька, которое за 30 секунд с точностью 92% определяет инсульт у пациента. “Козырек” выявляет изменения в проходимости сосудов, причем определяет и степень этих изменений, и исходя из этих данных ставит диагноз.
  • Вдохновившись японским искусством киригами, в МТИ создали подвижный пластырь, который не будет отклеиваться при движении. А затем по его образу и подобию они спроектировали грелку с 3-вольтным аккумулятором. Технология уже запатентована.

Massachusetts Institute of TechnologyMassachusetts Institute of Technology

• Ученые разобрались, как бактерии вида Shewanella oneidensis “питаются” электричеством, то есть они электролитоавтотрофы. На их поверхностях, как и у других бактерий, есть фимбрии — белковые цилиндры. У данных бактерий это “нанопроволоки”, позволяющие переносить электроны между бактерией и внешней поверхностью (красные и зеленые точки на изображении— это электроны). Во-первых, для Земли такая основа жизни очень нестандартна, а значит особенно интересна, во-вторых, ученые видят в ней много перспектив во всех областях.

Изображение «нанопровода» / © Университет Южной КалифорнииИзображение «нанопровода» / © Университет Южной Калифорнии