» » » Растения Земли ежегодно вдыхают 123 миллиарда тонн СО2

Растения Земли ежегодно вдыхают 123 миллиарда тонн СО2

6-07-2010, 10:36 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (5) | просмотров: (1 377)

Ученые уточнили параметры газообмена между флорой Земли и ее атмосферой и выяснили, что ежегодно все растения планеты вдыхают 123 миллиарда тонн углекислых газов, сообщается в двух независимых статьях, опубликованных в журнале Science во вторник.

Полученные данные позволят уточнить климатические модели, которые используются для прогнозирования последствий глобального потепления.

Авторы одной из публикаций, группа ученых из десяти стран, возглавляемая Кристианом Биром (Christian Beer) из Института биогеохимии имени Макса Планка в Йене, Германия, показали, что 34% дыхания флоры Земли приходится на тропические леса, тогда как саванны, занимающие вдвое большую площадь, отвечают всего за 24% газообмена растений.

"Понимание факторов, определяющих количество СО2 поглощаемого растениями в ходе фотосинтеза в различных экосистемах важно, так как люди используют экосистемы для производства древесины, волокон и тканей, продовольствия. Кроме того, это понимание важно с точки зрения климатических изменений в результате антропогенных выбросов углекислого газа", - сказал Бир, слова которого приводит пресс-служба Американской ассоциации содействия развитию науки.

В своей работе ученые провели анализ данных, накопленных в ходе международного проекта FLUXNET, запущенного более десяти лет назад. Сеть аналитических станций, разбросанная по всему миру, должна была с помощью новейшего оборудования фиксировать параметры обмена углекислого газа, поглощаемого растениями в ходе фотосинтеза и выбрасываемого обратно в процессе клеточного дыхания. В ходе сопоставления этих данных, накопленных в период с 1996 по 2008 годы, с климатическими параметрами, в которых находились изученные экосистемы, ученые сумели выявить ранее неизвестные количественные и качественные характеристики процессов растительного дыхания.

Авторы статьи показали, что количество так называемого первично поглощенного СО2 всеми растениями мира ежегодно составляет 123 миллиарда тонн. Большая часть этого количества возвращается обратно в атмосферу в процессе дыхания растений. Для сравнения, объем выбросов СО2, попадающих в воздух в результате сжигания ископаемых топлив, ежегодно составляет примерно 7 миллиардов тонн.

Также ученым удалось установить, что количество осадков в виде дождей определяет интенсивность газообмена между растениями и атмосферой на 40% всех территорий, освоенных флорой. Этот параметр - зависимость дыхания растений от количества доступной влаги - до настоящего времени был оценен недостаточно точно, и завышался многими климатическими моделями. Авторы исследования уверены, что новые данные могут быть использованы при планировании развития устойчивого сельского хозяйства в меняющемся и перенаселенном мире.

"С помощью новой оценки мирового поглощения СО2 растениями мы можем, во-первых, сопоставлять наши данные с данными климатических моделей и улучшать их, а во-вторых, более детально изучать связь между СО2 и климатом", - добавил ученый.

Авторы второго исследования, группа ученых во главе с Мигелем Махечей (Miguel Mahecha) также из Института биогеохимии, проанализировали чувствительность растительного дыхания к температуре воздуха. До сих пор считалось, что эта чувствительность - изменение интенсивности газообмена между растениями и атмосферой при изменении температуры воздуха - сильно варьируется при переходе от одного типа экосистем к другому.

Команда Махечи впервые сумела показать, что это не так: чувствительность растительных экосистем к температуре воздуха примерно одинакова для растений по всему миру. Это позволит уточнить параметры климатических моделей, предсказывающих изменения в результате глобального потепления. По мнению авторов публикации, ведущую роль в регулировании процесса газообмена растений и атмосферы играют процессы трансформации углерода в почвах и доступность воды

Эти работы показывают новые аспекты циркуляции углерода в атмосфере и ее связи с меняющимся климатом.

Источник: rian.ru.

1. » #5 написал: озорник (6 июля 2010 13:25)

pl,

Получается наша "развитая" цивилизация не в силах что-то изменить?

2. » #4 написал: pl (6 июля 2010 13:18)

Цитата: ОКО ПЛАНЕТЫ

Химические анализы многочисленных газовых проб из разных вулканов и в различные стадии их деятельности показывают, что в составе вулканических газов, как правило, преобладают пары воды, находящиеся при очень высоких температурах частично в диссоциированном состоянии. Так, в свободно выходящих газах лавового озера в кратере Килауэа среднее количество водяного пара в 24 пробах составляло 68,2% объема газы из лав других вулканов Гавайских островов и вулканов Мон-Пеле (о. Мартиника), Лассен-Пик (Калифорния) и других содержат около 80% водяного пара, а в фумаролах «Долины десяти тысяч дымов» (Северная Америка) пары воды достигают 99% объема. Некоторые вулканы извергают газы с незначительным содержанием водяного пара. Кроме паров воды в вулканических газах присутствуют в более или менее значительных количествах (в убывающем порядке) углекислота, окись углерода, азот, водород, метан, хлор, фтор, газообразные соединения серы и бора, аргон и некоторые другие газы. (http://www.mygeos.com/2010/01/07/produkty-vulkanicheskix-izverzhenij-chast1)
    Ко всем перечисленным факторам потепления следует добавить рост концентрации метана, парниковый эффект от которого в разы больше чем от СО2.
    На портале была статья http://www.oko-planet.su/pogoda/newspogoda/16979-gibel-planety-pridet-s-okeansko
    go-dna.html
     о ускоряющемся распаде метановых газогидратов на шельфе и континентальных склонах Ледовитого океана. Рост концентрации СО2 может быть следствием роста СН4. Получается положительная обратная связь и это "чертово колесо" ускоряется.

3. » #3 написал: озорник (6 июля 2010 12:32)

ОКО ПЛАНЕТЫ,
    учитывая рост активности вулканов и таянье вечной мерзлоты

Кстати насчет "таянье вечной мерзлоты" верно подмечено, я упустил этот факт.

4. » #2 написал: ОКО ПЛАНЕТЫ (6 июля 2010 12:16)

Группа: Администраторы
    Да не явлется. И учитывая рост активности вулканов и таянье вечной мерзлоты к указанным природным факторам следует добавить весьма весомый процент от их деятельности , если не больший.  Так что вклад человека врядли вписывается даже в сотые доли процента от природных факторов.

5. » #1 написал: озорник (6 июля 2010 12:05)

На представленном ниже графике рост СО2 за 50 лет наблюдений составил 4,4%

При средней температуре Земли 15 градусов С с 1960г. по 2000г. температура увеличилась на 0,6градусов С (на 4%)
    Instrumental Temperature Record.svg
    Многие ученые приходят в выводу, что рост температуры на планете приводит в росту СО2 т.к при увеличении температуры мирового океана увеличивается выработка СО2 фитопланктоном.

Подведем итоги:
    1) растения суши выделяет 123 млр.т;
    2) океан (по разным источникам) от 288млр.т до 364млр.т;
    3) Homo sapiens - около 11-13млр.т  (от 2,3%до 3,2% от мирового объема*).
     *без учета лесных пожаров, извержений вулканов)

PS. то "глобальное" потепление которое происходит на нашей планете не является следствием деятельности человека.