Американские геофизики случайно выяснили, откуда берутся такие красивые и симметричные дырки в облаках. А также почему они появляются очень редко. Оказалось, причина кроется в графике полетов турбовинтовых самолетов.
Американские геофизики выяснили интересную деталь в механизме выпадения осадков. Оказалось, что вызывать локальный дождь или снег могут полеты обыкновенных турбовинтовых самолетов.
Дыры в небе
С 40−х годов ХХ века ученые пытались объяснить, как возникают в небе так называемые «дырявые» облака (hole-punch clouds). Это пустоты, возникающие на фоне однородного облачного слоя, зачастую симметричной формы. Возникают они довольно редко. Многие ученые подозревали, что к образованию таких дыр может быть причастна авиация.
В работе, опубликованной Эндрю Хаймсфельдом и его коллегами в Бюллетене американского метеорологического общества, ученые впервые проследили связь между полетом самолета, возникновением дыр в облаках и кристаллизацией атмосферной воды. Поводом к исследованию послужил случай, свидетелями которого команда ученых стала на борту исследовательского самолета близ аэропорта Денвера в 2007 году.
В тот день метеорологи летели на турбовинтовом самолете, чтобы изучать облака. От рутинной работы ученых отвлекло сообщение пилота: самолет летит сквозь дыру в кучевых облаках. Данные наземного контроля показали, что примерно за час до их полета в этом месте взлетали два коммерческих самолета. Кроме того, наземный радар также показал, что за научным самолетом растянулся шлейф странного снегообразования. Снежинки образовывались уже более получаса, а начали — спустя пять минут после пролета второго коммерческого рейса. Длина шлейфа составляла 32 км, ширина — 4 км. Приборы, установленные на борту научного самолета, показали, что позади него появляются снежинки в форме незатейливых плоских кристаллов, по форме куда проще тех, что образовывались в соседних облаках.
Вскоре ученые нашли объяснение характерному снегообразованию. Подобные процессы, по их словам, могут наблюдаться над территорией Восточной Европы и севере Тихоокеанского побережья США. В этих районах облака часто содержат капли переохлажденной воды, которая не кристаллизуется из-за отсутствия пылинок, которые могут стать очагами образования льда. В таком переохлажденном состоянии капли могут находиться вплоть до температуры -34°С. При более низкой температуре они кристаллизуются сами по себе.
Пропеллер рождает снег
Ученые установили, что позади пропеллера турбовинтового самолета возникает область пониженного давления, где воздух охлаждается на 30°С. Подобный эффект создают и реактивные самолеты, правда, у них он слабее: за их крыльями воздух охлаждается на 20°С. Следующий самолет, летя сквозь переохлажденное облако, «засевает» его частицами льда, которые при снижении обретают характерную форму. «Если появляются частицы льда, водяной пар будет конденсироваться на них — как на зеркале в ванной комнате, которое несколько холоднее воздуха, – и пойдет снег, а может быть, и дождь», — пояснил Хаймсфельд. По словам ученых, наведенное самолетами выпадение снега может происходить редко. Каждую секунду лишь 7,8% поверхности Земли покрыты облаками с необходимыми для этого условиями. А так как воздушные трассы расположены, как правило, выше облаков, дырки в них могут появляться от взлета или посадки самолетов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: