Археолог Марта Куэвас (Martha Cuevas) из Национального института антропологии и истории и геолог Хесус Альварадо (Jesus Alvarado) из Национального автономного университета Мехико работали над трехлетним проектом, в ходе которого ученые попытались связать символику древних майя с находками доисторических времен.
Морские ископаемые животные
Ученые сосредоточились на изучении 31 предмета. Все находки сделаны в археологической зоне Паленке (в мексиканском штате Чьяпас). По мнению исследователей, добытое поможет понять космогонию майя.
Образцы окаменелостей относятся к разным периодам. Древнейший из них датируется эпохой палеоцена и насчитывает около 63 млн лет. Ископаемые останки принадлежали разным морским животным. Например, среди них есть зубы акулы и позвонки ската.
Все предметы в позднем классическом периоде цивилизации майя (600−850 годы) использовались для проведения обрядов. Чаще всего археологи находили окаменелости среди погребальных подношений. В некоторых случаях они использовались как надгробные памятники или жертвоприношения божествам.
Окаменелые мифы
Возможно, морские ископаемые животные имеют прямую связь с представлениями майя о загробном водном мире. Исследователи считают, что жители Паленке случайно находили окаменелости, и мифы о мироздании формировались под влиянием находок. Все легенды ученым хорошо известны благодаря дошедшим до нас иконографическим изображениям, иероглифическим текстам, предметам материальной культуры и устным преданиям.
«Мы опирались на мифы жителей Паленке, которые записали колонисты. А найденные нами ископаемые животные свидетельствуют также, что в глубокой древности эти земли были под водой. По легендам, когда боги приказали воде уйти, здесь появился город, и началась современная эпоха. Кстати, майя из Паленке считали, что Земля тысячелетия назад была иной, что мир изменчив и постоянно преображается», — отметила Куэвас.
Загробный мир
Окаменелости очень ценились среди майя. Останки рассказывали об истоках человечества и в то же время о смерти: майя верили, что после смерти люди возвращаются к своим истокам. «Тот факт, что окаменелости использовались во время погребальных церемоний, связан с представлениями майя о загробном водном мире», — добавила Куэвас.
Исследователи также нашли изображения разных рыб, зубов акулы и позвонков ската, похожих на окаменелости, на посуде. До наших дней дошли и другие иконографические и текстуальные отсылки к загробному водному миру, например, изображение мифического путешествия правителя Кан-Балама II (684−702 годы) во времени на 932 000 лет назад.
«По легенде, когда Кан-Балам II умер в 702 году, его брат и наследник К`ан-Хой-Читам II приказал создать рельеф в память о прежнем правителе. Там изображен танец правителя и его покойной матери Тс`ак Ахав. Нижнюю часть рельефа занимают три уровня, помеченные глифами, которые обозначают место, в котором находятся персонажи. Выражения «nab» — «тело воды» и «hets`an Kak nab» — «спокойное море» рассказывают о том, каким был мир в те мифические времена. Тогда существовала только вода, и боги еще не приказали земле появиться», — рассказала Куэвас.