Автомобиль ГАЗ-3106, опытный образец внедорожника от Горьковского автомобильного завода, является продолжением несостоявшегося проекта ГАЗ-2308 «Атаман». Несмотря на то, что официального названия данный автомобиль не имел, за ним закрепилось негласное имя «Атаман-II».
Идею создания комфортабельного среднеразмерного внедорожника на горьковском заводе стали вынашивать еще в конце 90-х годов. Изготовление же реального образца ГАЗ-3106 «Атаман-II» началось в 1999 году на американском предприятии Venture Industries. Автомобиль получил укороченную раму с колесной базой 2820 мм и новую раздаточную коробку, в которой вместо шестеренчатого привода применили бесшумную цепь Морзе. Также выставочный образец оснастили 2,7-литровым 5-цилиндровым турбодизелем ГАЗ-5611 мощностью 136 л.с., 5-ступенчатой механической коробкой передач и постоянным полным приводом с блокируемым межосевым и задним межколесным дифференциалами.
Презентация внедорожника должна была состояться на MIMS-1999, но машину не успели привезти вовремя, потому что ее из-за каких-то формальностей задержали на американской таможне. В итоге дебют состоялся в сентябре 1999 года на специальном мероприятии в Нижнем Новгороде. Однако на этом проект был заморожен – разработчики, очевидно, посчитали его дальнейшее развитие бесперспективным.
Однако уже в начале нулевых о проекте вспомнили вновь, когда в Россию пришла мода на практичные внедорожники. Именно тогда и был реанимирован 3106, пусть и концепция его была полностью пересмотрена.
Первым делом ГАЗ-3106 существенно сократили в размерах, отказавшись от идеи 7-местного внедорожника. Как отмечают специалисты, при разработке внешнего облика автомобиля конструкторы и дизайнеры ориентировались в первую очередь на его относительно невысокую предполагаемую стоимость, оцениваемую в пределах 10-12 тысяч долларов.
Первый «живой» экземпляр ГАЗ-3106 был представлен в августе 2003 года. Длина автомобиля составляла 4570 мм, колесная база – 2670 мм. При этом высота и ширина внедорожника составили 1960 и 1880 мм соответственно, что оказалось больше, чем в модели 1999 года.
Как отмечается, машина имела классические для внедорожников пропорции, а исполнение задней стойки кузова напоминало Toyota Land Cruiser Prado 90. Были и свои отличительные особенности, например, огромная решетка радиатора и состоящие из трех сегментов бамперы.
В качестве основного двигателя для «Атамана-II» был заявлен бензиновый мотор ЗМЗ-405 (2,5 л, 147 л.с.). В результате благодаря такому движку максимальная скорость «ноль-шестого» составляла 155 километров в час. На автомобиль была установлена «газелевская» коробка передач, картер которой был совмещен с картером раздаточной коробки. Привод переднего моста через многорядную цепь Морзе был оставлен от «Атамана-II» 1999 года.
Разработчики рассказывали, что запуск серийного производства автомобиля был запланирован на 2006 год. Однако в 2004 году увидела свет новая модификация автомобиля. Впрочем, все изменения носили исключительно косметический характер: спереди появились более крупные фары и хромированная решетка радиатора, а бамперы стали цельными пластиковыми, что обуславливалось их дешевизной. А уже через год на заводе решились еще на одну серию изменений. Колесную базу увеличили на 40 мм, и длина внедорожника приблизилась к показателям 1999 года, составив 4610 мм.
Увы, но как это часто бывает, после всех финальных изменений, когда казалось, что разработанная модель является оптимальной модификацией, руководство ГАЗа приняло решение закрыть проект. Заявление об отказе от серийного производства ГАЗ-3106 руководство «Руспромавто» распространило в середине ноября 2005 года, предпочтя развитию собственных оригинальных идей менее рискованную сборку автомобилей Mahindra Marshal.