В XI веке необязательно было уметь читать, чтобы иметь доступ к руническим текстам — по всей стране стояли камни с выбитыми на них надписями. Зато те, кто грамотой владел, получали из каменных плит намного больше информации, чем на них было написано.
Камни с руническими надписями составляют важную часть культурного наследия Швеции. Многие из них до сих пор стоят на тех местах, где их установили в древности, и рассказывают об истории местных жителей на протяжении последнего тысячелетия. Они стали для историков уникальным источником сведений об эпохе викингов, о которой в ином случае нам было бы практически ничего не известно. Среди прочего они рассказывают о родовых связях древних жителей Швеции, о путешествиях и о религии.
Исследователи довольно легко научились читать рунические записи: «Язык и фактическую информацию, которую представляют нам рунические надписи, довольно легко исследовать. Однако нам практически ничего не известно о том, как читали руны люди, жившие во времена викингов», — рассказал Марко Бьянки (Marco Bianchi) сотрудник факультета скандинавских языков Упсальского университета (Швеция). Бьянки занимается изучением письменной культуры эпохи викингов в исторических провинциях Упланд и Сёдерманланд.
Бессмысленные надписи
До наших дней дошло довольно много надписей, которые представляют собой полную бессмыслицу. Например, на территории Упланда похожие надписи встречаются и в тех областях, где сохранилось множество каменных плит с надписями, и в тех, где их практически нет. «Но в этой расстановке существовала определенная закономерность – чем меньше камней с рунами было поблизости, тем вероятнее, что на них вырезаны руны, которые не имеют никакого смысла. В таких случаях намного важнее было не передать какое-то послание, а создать видимость этого текста. Неграмотным людям было все равно, есть ли в этих рунах смысл – они верили, что есть, ведь все равно ничего понять не могли», — отметил Бьянки.
Однако бессмысленные надписи все же встречаются довольно редко. В большинстве случаев на камнях записан небольшой рассказ в форме памятной надписи. На первый взгляд рунические надписи расположены хаотично, но, как выяснил Бьянки, на самом деле они прекрасно структурированы. Чаще всего подразумевалось, что читать их надо с нижнего левого угла плиты. Бьянки также пришел к выводу, что не существовало никакого определенного порядка, в котором предпочтительнее читать рунические надписи. В таких случаях отдельные части надписей были визуально отделены от других, и человек мог их читать в том порядке, в котором ему хочется.
«Вырезанные на камнях рунические тексты можно сравнить с современными газетными листами или веб-страницами – и там, и здесь читателя привлекает какой-то заголовок или рисунок, и он может начать читать колонки текста в любом порядке», – добавил Бьянки.
Орнамент нес на себе смысловую нагрузку
Оформление рунических надписей не только позволяло визуально отделить один текст от другого, но дополняло и уточняло текстовое послание. «На многих рунических камнях орнамент составлял важную часть текстов. И во времена викингов люди получали информацию не только из самой надписи, но и через оформление текста в целом», — отметил Бьянки.
Исследование Бьянки «Руны как источник: письменная культура эпохи викингов в Упланде и Сёдерманланде» («Runor som resurs: Vikingatida skriftkultur i Uppland och Södermanland») доступно на сайте Упсальского университета.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+