17 сентября 1857 года, ровно 160 лет назад, родился Константин
Эдуардович Циолковский – гениальный русский ученый, человек, стоявший у
истоков теоретической космонавтики. «Русские в космосе» - это результат и
всей его жизни тоже.
Уникальность Циолковского – не только в
его колоссальном вкладе в постижение небесного и космического
пространств, но и в целом в многогранности его натуры. Циолковский ведь
не только формулировал и развивал космонавтику, ракетостроение,
воздухоплавание и аэродинамику. Он был философом и писателем, одним из
ярчайших представителей русского космизма и автором целого ряда
произведений на стыке науки и фантастической литературы, в которых он
призывал к освоению и заселению космического пространства.
Само происхождение Константина Эдуардовича Циолковского как бы
символизировало единение двух компонентов России – западного,
европейского, и восточного, азиатского, причем соединяла их, безусловно,
русская культура. По отцовской линии Константин принадлежал к польскому
дворянскому роду Циолковских, представители которого уже в конце XVIII
века сильно обеднели и фактически вели жизнь обычных служащих. Отец
будущего основоположника космонавтики Эдуард Игнатьевич Циолковский
(Макар-Эдуард-Эразм Циолковский) окончил Лесной и Межевой институт[11] в
Петербурге и служил лесничим. Материнская линия Константина
Циолковского – род Юмашевых, татарского происхождения. Еще при Иоанне IV
предки его матери Марии Ивановны Юмашевой, мелкопоместные дворяне,
переселились на Псковщину. Там они постепенно обрусели, восприняли
русскую традицию.
Родился Константин Эдуардович в селе Ижевском
под Рязанью, где в то время служил его отец. В 1868 году отец перевелся в
Вятку, где получил место столоначальника Лесного отделения. В Вятке
Константин и пошел в местную гимназию. Будущему гению учеба в гимназии
давалась сложно. Ситуация осложнялась тем, что в детстве, во время
катания на санках, Константин простудился, переболел скарлатиной и
вследствие осложнения получил частичную потерю слуха. Этот недуг тоже не
способствовал хорошей учебе. Тем более, что в 1869 году внезапно умер
старший брат Константина Дмитрий, учившийся в Морском училище в
Петербурге. Смерть старшего сына стала страшным ударом для матери, Марии
Ивановны, и в 1870 году она скоропостижно скончалась. Оставшись без
матери, Константин Циолковский стал проявлять еще меньше рвения к учебе,
остался на второй год, а в 1873 году был отчислен из гимназии с
рекомендацией «к поступлению в техническое училище». Так и закончилось
формальное образование Циолковского – после исключения из гимназии он
больше уже нигде и никогда не учился. Не учился – в официальном,
формальном понимании этого слова. На самом деле, Константин Циолковский
учился всю жизнь. Именно самообразование позволило ему стать тем
человеком, о котором вспоминают спустя 160 лет после рождения.
В
июле 1873 года отец отправил Константина в Москву – поступать в Высшее
техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Юноша получил с собой
письмо к приятелю отца, в котором Эдуард просил его помочь сыну
обустроиться на новом месте. Но это письмо Циолковским было утеряно,
после чего юноша снял комнату на Немецкой улице и занялся
самообразованием в бесплатной Чертковской публичной библиотеке. Надо
сказать, что к своему самообразованию Циолковский подошел очень
основательно. Денег ему не хватало – отец присылал всего по 10-15 рублей
в месяц. Поэтому жил Циолковский на хлебе и воде – в буквальном смысле.
Но терпеливо ходил в библиотеку и грыз гранит наук – физики,
математики, химии, геометрии, астрономии, механики. Не обходил вниманием
Константин и гуманитарные дисциплины.
В Москве Константин
прожил 3 года. Вернуться в Вятку пришлось по той причине, что
постаревший и собирающийся выходить на пенсию отец более не мог
присылать ему даже тех скудных денег, которые отправлял прежде. По
возвращении Циолковский, благодаря родительским связям, смог быстро
найти клиентуру и давать частные уроки. После выхода отца в отставку в
1878 году вся оставшаяся семья Циолковских вернулась в Рязань. Осенью
1879 года в Первой губернской гимназии Рязани Константин успешно сдал
полный экзамен на уездного учителя математики. После сдачи экзамена
Константин получил направление в Боровское уездное училище на должность
учителя арифметики, куда и уехал в январе 1880 года. В Боровске,
расположенном в 100 км от Москвы, Константин провел следующие 12 лет
своей жизни. Именно в годы жизни в Боровске Циолковский стал развивать
теорию аэродинамики, мечтая о покорении неба. В 1886 году он завершил
работу «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении
удлинённую форму», основанную на опыте конструирования и апробирования
собственной конструкции аэростата. Примерно в это же время, в 1887 году,
Циолковский опубликовал и свое первое литературное произведение –
научно-фантастическую повесть «На луне». С этого времени научная
фантастика будет занимать его не меньше, чем теоретические основы
воздухоплавания.
В
1892 году Циолковский, считавшийся к этому времени одним из лучших
учителей в Боровске, по представлению директора народных училищ Д.С.
Унковского был переведен в Калугу – в Калужское уездное училище. В
Калуге Константин Эдуардович обосновался на всю оставшуюся жизнь. Именно
здесь он осуществил большую часть своих научных разработок и
сформировал свою научно-философскую систему взглядов.
Как
известно, Константин Циолковский был не только ученым-практиком, но и
философом науки. По своим философским взглядам он примыкал к русским
космистам. Еще в юные годы, во время занятий в московской библиотеке,
Циолковский познакомился с Николаем Федоровичем Федоровым – помощником
библиотекаря, который на самом деле был видным религиозным философом и
ученым, «московским Сократом», как его называли восторженные ученики.
Однако из-за своей природной стеснительности и «дикости», как вспоминал
позже сам Циолковский, он тогда так и не познакомился именно с
философской концепцией Николая Федорова – одного из основоположников
русского космизма.
Федоров считал, что во Вселенной преобладает
хаос, имеющий разрушительные последствия. Чтобы избежать гибели
Вселенной, необходимо преобразовать мир, сочетая науку и религиозные
истины, объединяя человечество вокруг некоего «Общего Дела». В концепции
Федорова религия не противоречила науке, а человечество должно было
добиться возможности управления природой, преодолеть конечность
пространства и времени, освоить космос. Удивительной была сама идея
воскрешения умерших людей путем использования научных достижений.
Циолковский, следуя в целом в русле идей русского космизма, представлял
уже не религиозное, а естественнонаучное его направление.
Одним
из важнейших достижений философии Циолковского стало понимание космоса
не просто как физической среды, вмещающей в себя материю и энергию, но
как пространства применения творческой энергии и способностей человека. К
космосу Циолковский относился восторженно, считая его вместилищем
довольства и радости, поскольку космическое пространство должно быть
населено совершенными организмами, сумевшими его покорить и освоить.
Человек, осваивая космос, также совершенствуется и приближается к этим
совершенным организмам.
По мнению Циолковского, освоение космоса
является неотъемлемым и важнейшим этапом эволюции человечества. Веря в
совершенствование и развитие человечества, Циолковский был убежден в
том, что современному ему человеку есть куда развиваться. Он должен
преодолеть свою незрелость, следствиями которой являются войны и
преступления. Именно в научно-техническом прогрессе Циолковский видел
способ радикальной трансформации и окружающего мира, и самого
человечества. Но, в то же время, будучи последовательным сторонником
научно-технической революции, Циолковский не забывал и о вопросах этики,
которые имели большое значение в рамках его философской концепции.
Космическая
этика Циолковского весьма оригинальна. Например, она признает
превосходство одних форм жизни, которые относятся к развитым и имеющим
перспективу, над другими – несовершенными, неразвитыми. Колонизация
космического пространства осуществляется именно развитыми, совершенными
формами, которые искореняют примитивные организмы. При этом Циолковский
разделяет идею «разумного эгоизма», который заключается в «истинном
себялюбии, заботе о будущности своих атомов». Поскольку в космосе
осуществляется обмен атомами, разумные существа находятся в нравственных
взаимоотношениях. Условия для благополучного развития атомов во
Вселенной создаются именно совершенными и развитыми организмами. Любое
дальнейшее усложнение организмов является, с точки зрения Циолковского,
большим благом.
Такие взгляды Циолковского оказали влияние и на
его позицию в отношении социального, демографического развития общества.
Хотя основное внимание в своей философской концепции Циолковский всегда
уделял вопросам космоса, космического разума, он не был чужд и т.н.
«социальной инженерии», сформулировав собственное видение евгеники. Нет,
евгеника Циолковского не имела ничего общего с евгеническими теориями
европейских расистов, популярными в начале ХХ века. Но Циолковский
утверждал, что будущее человечества, его совершенствование и
благополучное развитие зависят от того, сколько в мире рождается гениев –
локомотивов этого развития. Чтобы гениев рождалось больше, этим
процессом, с точки зрения Циолковского, необходимо управлять. В каждом
городе или населенном пункте необходимо создать и обустроить т.н.
«лучшие дома». В них должны выделяться квартиры для наиболее способных и
талантливых мужчин и женщин. Браки таких «гениальных людей» должны
заключаться только с соответствующего разрешения, как и на деторождение
также должно быть получено соответствующее разрешение. Циолковский
считал, что реализация этой меры приведет к тому, что через несколько
поколений количество талантливых и способных людей и даже гениев
стремительно возрастет, т.к. гении будут заключать браки только с себе
подобными и дети будут рождаться от гениального отца и гениальной
матери, наследуя все качества биологических родителей.
Конечно,
многие взгляды Циолковского сейчас кажутся наивными, а некоторые –
чрезмерно радикальными. Например, он утверждал необходимость избавления
общества от больных, калек, слабоумных. Заботиться о таких людях надо
хорошо, но они не должны давать потомства и если им препятствовать в
размножении, то и человечество со временем станет лучше, считал
Циолковский. Что касается преступников, то их ученый и философ предлагал
«расщеплять на атомы».
Особое отношение у Циолковского было к
вопросам смерти и бессмертия. Для Циолковского, как и для некоторых
других представителей философии русского космизма, была характерна вера в
возможность рационального достижения человеческого бессмертия – с
помощью научного прогресса. Возможность бессмертия выводилась ими из
величия Космоса, жизнь которого не может не быть бесконечной. В то же
время, космисты понимали, что бессмертие для несовершенного человека не
нужно, бесконечность существования имеет смысл лишь для совершенных,
разумных созданий. С точки зрения Циолковского, на текущем этапе
развития человечества смерть играет роль искусственного отбора,
способствуя дальнейшему совершенствованию человеческого рода.
Относительная смерть человека, как и другого существа, с точки зрения
Циолковского, есть некоторая остановка в существовании, не несущая
абсолютной смерти. После кончины человека атомы принимают более простую
форму, но они могут возродиться вновь.
В то же время, поскольку
умирание всегда несет страдание, Циолковский рассматривает его как
нежелательный процесс. Особенно нежелательно умирание «разумного
существа», поскольку оно прерывает реализацию планов и задач последнего и
это затормаживает общее развитие человечества, негативно сказываясь на
его совершенствовании. Здесь Циолковский подходит к идее иммортализма –
личного физического бессмертия для конкретного человека, которое, по его
мнению, можно реализовать тремя путями: продлением человеческой жизни
(для начала до 125-200 лет), изменением самой природы человека и его
организма, перерождением человеческой личности.
Октябрьская
революция произошла, когда Циолковский был уже пожилым человеком.
Последующие 18 лет он прожил в советском государстве и, надо сказать,
отношения с советской властью у Циолковского сложились вполне хорошие.
Например, он удостоился еще в 1921 году пожизненной пенсии за заслуги
перед отечественной и мировой наукой. Вряд ли в царской России он
получил бы подобное поощрение. К исследованиям Циолковского советская
власть относилась в высшей степени серьезно. Уже после смерти ученого он
стал одной из «икон» советской космонавтики и ракетостроения, которые
возводились, в том числе, и к Константину Циолковскому. Его именем были
названы множество улиц в целом ряде городов Советского Союза, учебные
заведения, музеи. Во многом, именно благодаря советской власти
«калужский мечтатель» навсегда остался в русской истории – не только как
прожектер, философ и фантаст, но и как провозвестник и теоретик
освоения космоса.