Пока российский интернет-гигант «Яндекс» только обещает обойти
Запад и создать беспилотный автомобиль. Но на рынке мультимедийных
систем он уже готов составить серьезную конкуренцию Google и Apple со
своим новым продуктом «Яндекс.Авто». За установку этого софта готовы
платить не только АвтоВАЗ, но и мировые автомобильные бренды.
«Яндекс»
представил собственную платформу для мультимедийных систем автомобилей –
«Яндекс.Авто». Это комплекс сервисов («Яндекс.Навигатор»,
«Яндекс.Погода», «Яндекс.Музыка») с голосовым управлением и единым
интерфейсом.
За голосовое управление и помощь в машине отвечает
комплекс речевых технологий «Яндекса» SpeechKit. То есть можно голосом
узнать расстояние от точки А до точки В или позвонить маме. Также
«Яндекс.Авто» использует технологию машинного обучения, то есть
запоминает маршруты и предпочтения в «Яндекс.Музыке», плюс продвинутые
технологии маршрутизации.
Примечательно,
что о новом продукте «Яндекс» рассказал за пару дней до ожидаемого
визита президента Владимира Путина в штаб-квартиру компании в Москве по
случаю 20-летнего юбилея российского интернет-гиганта. Источники РБК
уверяют, что «Яндекс» намерен показать Путину прототип своего автомобиля
с автоматическим управлением. Ранее был опубликован ролик с тестами
первого прототипа, созданного на базе гибрида Toyota Prius.
Первыми
автомобилями, в которые будет встроена платформа «Яндекс.Авто», станут
Toyota Camry Exclusive и Toyota Rav4. Они поступят в продажу уже в
октябре. Также «Яндекс» подписал меморандумы о сотрудничестве с
компаниями «Ягуар Ленд Ровер», «АвтоВАЗ», «Форд Соллерс Холдинг» и
«КамАЗ». Автопроизводители будут платить «Яндексу» лицензионные
отчисления за установку платформы. Речь может идти о продажах сотен
тысяч автомобилей в России с платформой «Яндекс.Авто».
Отдельные
сервисы «Яндекс» уже устанавливал в автомобилях. Только одна Toyota
продает в России порядка 200 тыс. автомобилей в год со встроенным
навигатором «Яндекс». Столько же там планируют продавать и с новой
российской платформой.
Сейчас
мультимедийные автомобильные системы – это, как правило, собственные
разработки автопроизводителей или лицензионные продукты третьих лиц.
Российская интернет-компания, по сути, создала в автомобильном сегменте
конкурента Google и Apple, которые еще в 2014 году вывели на рынок
решения для интеграции смартфона и мультимедийной системы автомобиля.
Это платформы Android Auto от Google и CarPlay от Apple, на которых
также можно совершать звонки, отправлять сообщения, слушать музыку и
пользоваться картами. Но в Россию со своими продуктами эти компании
пришли недавно – в 2015 и 2016 годах.
С Apple сотрудничают люксовые и
премиальные автомобильные бренды – Ferrari, Honda, Hyundai, Jaguar,
Mercedes и Volvo. Интересно, что Google планировал интегрировать Android
Auto в автомобили Lada. Однако, судя по всему, российский «АвтоВАЗ»
передумал и решил поддержать все-таки российские информационные
технологии.
На самом деле у клиента при покупке автомобиля
останется выбор – приобрести автомобиль с существующей мультимедийной
системой либо тот же автомобиль, но со встроенной системой
«Яндекс.Авто». Цена машины отличаться не будет. Велика вероятность, что
российский водитель выберет российский софт со встроенными сервисами.
Сервисы
и технологии «Яндекс.Авто» адаптированы для России и могут превзойти
иностранных конкурентов. Так, в мультимедийных автомобильных системах,
как правило, есть встроенная навигация, например от глобального бренда
«Навител». Но у глобального игрока есть два минуса. Это офлайновая
навигация, которая оперативно не обновляется, поэтому не появляется
самая актуальная информация, те же пробки, ДТП, камеры контроля
скорости. Второе – она не оптимизирована под Россию, точность российских
карт очень низкая, даже в Москве. Поэтому российские автомобилисты в
70% случаев используют внешнюю навигацию.
«Яндекс.Навигатор»
показывает дорожное движение в реальном времени, начиная от пробок и
заканчивая освободившимися местами на парковках.
Наконец, важно,
что «Яндекс.Авто» может быть интегрирован почти с любой мультимедийной
системой, которая, как правило, создана либо самим производителем, либо
по лицензии третьим лицом.
Установка российской системы может
быть в двух вариантах. В октябре в продаже появятся автомобили Toyota со
встроенным решением. Российская система встраивается при производстве,
как бы заменяя и дополняя установленную до этого систему.
Второй
принцип, по которому работает, например, CarPlay от Apple – это решение,
когда из смартфона сервисы проецируются на большой экран в автомобиле
по кабелю USB. «Яндекс.Авто» может работать и так и так.
Установить
«Яндекс.Авто» можно будет на любую модель автомобиля, уверяют в
российской компании. Через этот сервис автоконцерн даже сможет связаться
с водителем при необходимости, например, напомнить о техобслуживании.
Неудивительно, что
новой системе как минимум в России и странах СНГ пророчат популярность.
«Представленные
на нашем рынке системы ориентированы в основном на премиум-класс. При
этом функционал таких систем ограничен, локализация не всегда корректна,
а карты практически везде обновляются с большой задержкой. Оперативные
данные о дорожной обстановке в России либо усеченные, либо вовсе
недоступны. В результате автовладельцы вынуждены пользоваться
смартфонами и планшетами со сторонним ПО, и лидер здесь, безусловно,
«Яндекс». Поэтому я думаю, что запуск собственной платформы –
беспроигрышный шаг со стороны «Яндекса», который моментально станет
популярным и сильно потеснит остальных игроков рынка», – говорит
замдиректора Ассоциации участников рынка интернета вещей Глеб Пыжов.