Как российские роботы-автопилоты захватывают европейский рынок
Российская компания RoboCV производит
специфический автономный транспорт: тягачи и погрузчики. Ее основатель
и директор Сергей Мальцев рассказал «Хайтеку», что, только заняв узкую
специализацию, можно зарабатывать реальные деньги на технологиях
автопилотирования.
Компания была создана в 2012 году, тогда же стала резидентом
Сколково. Несколько месяцев спустя команда представила небольшую
четырехколесную автономную платформу, которая в теории могла бы стать
основой для тех же беспилотных автомобилей. Но в компании было решено,
что на автопилотах для складов можно заработать гораздо быстрее и с 2013
года RoboCV занялась уже непосредственно разработкой беспилотной складской техники.
— Почему вы не стали производить технологии для беспилотных автомобилей? Неужели на том рынке все так печально?
— На автомобильном рынке до реальных роботов еще довольно далеко,
главная проблема в сертификации на безопасность, для чего еще даже
не существует методик. Строить на этом полноценный бизнес пока
невозможно. Большие корпорации и университеты могут вести такие
исследования, но они еще десятилетия будут дорабатывать эти технологии.
Но до реального бизнеса на полноценных роботах-автомобилях еще довольно
далеко. Для стартапов, по крайней мере в России, это очень сложная тема.
Большие инвестиции, на долгие сроки, которые нужны для этой технологии,
в России практически отсутствуют. Да и на Западе их не так много. Хоть
это и модная сейчас тема, но инвесторы относятся к ней настороженно.
Поэтому мы стали изучать рынок роботов. Сравнивали, в каких областях
можно эффективнее всего зарабатывать деньги, какие промышленные роботы
в этом плане лучше всего подходят. Но главное — мы анализировали сроки
окупаемости различных промышленных роботов. В итоге поняли, что именно
на складах можем реализовать свой потенциал и получать хорошую прибыль.
— Какие готовые продукты сейчас у вас есть?
— У нас есть автономный тягач, который перевозит тележки с разными
грузами. Он уже эксплуатируется на заводах Samsung и Volkswagen, с ними
у нас заключены контракты. Плюс у нас есть палетная тележка. Ее отличие
от тягача в том, что она сама может захватывать палеты или другие типы
грузов и увозить их в нужное место, полностью самостоятельно, в отличие
от тягача, к которому тележки нужно подсоединять вручную. Но и этот
процесс мы также собираемся автоматизировать. Паллетная тележка же
полностью самостоятельно возит грузы, может поднимать их на высоту. Пока
относительно небольшую, до 2 метров.
Сейчас заканчивается внедрение на площадях французского складского
оператора FM Logistic. Они сдают помещения компании Mars, вот у них
мы и запускаем роботов. На очереди IKEA, Philip Morris, Nestle, Почта
России, Магнит, с ними пока нет контрактов, но есть предварительные
договоренности. В этом и следующем году мы поставим в общей сложности
до 20 наших роботов.
— Уже есть какая-то статистика по их использованию? Кому-то
удалось окупить затраты на замену человеческого труда или это пока
больше PR-истории и игры в инновации?
— Да эффект есть. По нашим расчетам, на то, чтобы замена окупилась
нужно в среднем 2 года, это зависит от различных условий: размер склада,
количество работающих роботов. В целом везде, где мы это решение
установили — а это склады VW и Samsung — все уже окупилось. Те компании,
что купили сейчас, по нашим расчетам, потратят те же 2 года на возврат
инвестиций. Тут чем больше склад, тем быстрее окупаемость.
— Сколько стоит один ваш погрузчик?
— Один погрузчик в полной комплектации — €60 000. Включая все
необходимое оборудование, серверные и облачные решения. Тягач стоит
дешевле — €40 000. На один склад есть смысл покупать от двух-трех таких
устройств.
— Складам каких размеров стоит задуматься об автоматизации? Есть какой-то критерий?
— Минимальная площадь склада 50 000 квадратных метров, площадка
100×500 метров. На такой площади уже целесообразно что-то предпринимать.
— За что вы берете деньги? Это единственный платеж за покупку ПО и техники или еще подписка на обслуживание?
— Сейчас мы просто продаем робота и серверное ПО, это получается
разовый платеж. Серверное ПО мы уже сейчас можем сдавать в аренду, для
уменьшения первоначальных вложений. Мы прорабатываем различные программы
реализации, например. чтобы роботов можно было сдавать в аренду. Это
многим интересно, потому что не нужно сразу вкладывать большие
инвестиции. Это особенно интересно российским предприятиям, потому что
у них зачастую проблемы с инвестиционными бюджетами. У западных компаний
попроще в этом плане. Если же сдавать компаниям роботов в аренду,
то они смогут сразу оптимизировать операционные издержки. Не нужно будет
сразу вкладывать 100 000 — 200 000 евро и более, можно будет
ограничиться только ежемесячной арендной платой. Мы сейчас прорабатываем
эту бизнес-модель.
— Вы нацелились на Европейский рынок. Почему? В России еще не готовы?
— Мы планируем выходить на европейский и американский рынок. Там
клиентам намного выгоднее роботизация, так как затраты на производство
роботов примерно такие же как в России, зарплаты в разы больше. Ведем
работу и планируем в этом году уже начать продавать роботов в странах
Евросоюза, а также в США.
В России сейчас, не везде конечно, но есть места где оправдано
внедрение наших роботов. У нас есть в числе клиентов российские
компании, которые покупают и видят в этом экономическую
целесообразность. Но это заметно менее масштабное явление, чем в Европе
или Америке. Нам обещают рост зарплат в стране в ближайшие годы, что
может ускорить внедрение наших технологий в России. Плюс арендная модель
также может увеличить продажи.
— Как определяется конкретная паллета на складе?
— Заранее известно адресное пространство на складе или производстве.
Задание для робота содержит адрес начальной и конечной точки в адресном
пространстве. Наш робот, подъезжая к месту, определяет, как стоит груз
и как лучше его захватить. Если груз стоит криво, то робот корректирует
свою траекторию так, чтобы в итоге справиться с неточным положением. Это
одно из наших ключевых отличий от конкурентов. Вообще наше самое
главное отличие — это то, что мы умеем эффективно работать совместно
с людьми — из-за этого наших роботов мы называем CoBot, то есть
коллаборативными роботами. Они уверенно чувствует себя на складе
с людьми. Они останавливаются, если кто-то появился на пути, объезжают
препятствия. Они умеют двигаться на перекрестках, на которых есть люди
с учетом правил дорожного движения. И грузы, неправильно поставленные
людьми, их не пугают. Аналоги при виде криво поставленной паллеты
впадают в ступор. Совокупность этих технологий существенно облегчает
внедрение. Никто из наших конкурентов в Мире не умеет делать также
в промышленном виде. У нас достаточно много конкурентов — это
практически все производители погрузчиков и другие компании, но никто
из них не способен к полноценной коллаборативности. Мы способны.
— Насколько автономны ваши тележки и погрузчики? Как часто нужно вмешательство человека?
— По большому счету вмешательство не нужно. Они полностью автономны.
Приходит задание: нужно перевезти что-то из одной точки в другую,
и робот в полностью автоматическом режиме едет, объезжает препятствия,
если нужно, и выполняет это задание. Если груз стоит неровно, то робот
определит это и захватит его с учетом погрешности установки. После
получает новое задание — везет следующий груз.
Сейчас заряд роботов рассчитан на одну рабочую смену. Что касается
самостоятельной зарядки, то эта функция можно реализовать
с использованием представленного на рынке оборудования, она будет
представляться как дополнительная опция. Как основная функция она стоит
под вопросом — особенно в России. Намного проще, когда есть человек,
который отвечает за аккумуляторы — поменял за пять минут и робот поехал
дальше — так у нас все и работает. В этом плане никаких проблем нет.
Мы прорабатываем вариант литий-ионных батарей, которые не надо менять,
с ними роботы могут работать 22 часа, и 2 часа заряжаться. Но на самом
деле это не всем клиентам подходит, потому что у многих цикл 24 часа,
и простой робота какое-то время на стоянке для зарядки не всех
устраивает — проще менять батарею.
Для запуска процесса необходим всего один сотрудник, но для него это
не будет основной работой. Он меняет аккумуляторы, если что — меняет
роботу задание. Специальный человек, который занимается только роботами,
не нужен.
— Как ориентируется погрузчик?
— Мы используем лазерные немецкие сканеры — лидары: двухмерные,
трехмерные, для разных задач. В полной комплектации их около 6 — это
основные органы чувств робота и то, что составляет главную стоимость.
— Я же правильно понимаю, что все старые погрузчики придется
выкинуть, а вместо них закупить ваши? Или возможно установить ПО
и сенсоры на существующую технику?
— Это возможно, но экономически нецелесообразно. Будет дешевле купить
наши готовые погрузчики. У нас процесс отработан, это выходит дешевле.
— Есть ограничения по площади? Возможна ли работа на улице?
— По площади нет ограничений. Работают они только в помещении —
на улице нужны другие сенсоры, другие технологии. Да и там нет такого
объема рынка, на улице нет тех типовых операций, которые
мы автоматизируем. Но в будущем мы, возможно, начнем производить таких
роботов.
— Работа ваших роботов каким-то образом застрахована?
— У нас стоит система, которая исключает какие-либо серьезные
инциденты, поэтому с этим никаких проблем нет. Мы думаем над тем, чтобы
добавить к нашим продажам специальную страховую программу, но практика
показывает, что это не актуально, потому что те датчики и сенсоры,
которые стоят, практически исключают возможность каких-то серьезных
инцидентов на складе.
— Есть статистика по уровню ошибок роботов и людей?
— Специально мы не сравнивали, но за все время функционирования —
4 года — не было ни одного инцидента связанного с безопасностью
человека.
— Прогнозируете полную замену человека роботами?
— Технологии полной автоматизации существовали еще лет 30 назад.
Но они до сих пор имеют ограниченную область применения, во многом из-за
цены таких технологий. На реальных складах и производствах постоянно
есть сложные случаи, которые роботы не могут полноценно отработать,
поэтому часто очень тяжело полностью исключить из процессов человека.
Из-за чего роботы обязаны работать с людьми в большинстве случаев. Когда
все стоит ровно, небольшое разнообразие товаров, четкие жесткие
маршруты, тогда полная автоматизация работает. Но таких идеальных
складов лишь несколько процентов от общего объема в мире, все
остальное — делается вручную или полуавтоматизированно. Часто происходят
случаи, которые только человек может отработать ситуацию. Это будет еще
долго длиться: 20, 30, 50 лет, пока технологии не устаканятся. Поэтому
человека полностью исключить из складских операций в подавляющем числе
случаев пока невозможно, а из этого следует, что роботы должны уметь
работать с людьми, иначе никакой автоматизации на большинстве складов
и производств не будет в обозримом будущем.
https://hightech.fm/2017/08/05... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|