Согласно информации блога
bmpd,
журнал «Air&Cosmos» сообщает о состоявшейся на полях авиасалона в
Ле-Бурже демонстрации российской ОАК макета самолета футуристичного вида
М-60 с вытянутым фюзеляжем.
Как
утверждается, данная машина имеет большое сходство с проектом
разработки Nova (французский исследовательский центр ONERA) и D8 от
НАСА.
М-60 разработан в ЭМЗ им. Мясищева, который ранее создал такие
машины как бомбардировщик М-4 и высотный самолет М-55 «Геофизика».
Работы осуществляются в рамках серии НИОКР, проводимых с 2011 года
российской авиационной промышленностью в счет отработки средств по
целевой программе «Самолет-2020». Среди других разработанных
аванпроектов фигурируют сверхзвуковой самолет дальней авиации,
транспортный самолет в виде летающего крыла и самолет на криогенном
топливе.
Особенностью М-60 является планер с крыльями большого
удлинения и несущим фюзеляжем, которые улучшают характеристики крыла. На
фюзеляж генерируются два мощных потока, которые позволяют воздуху
плавно обтекать фюзеляж (без завихрений) на больших углах атаки. Крылья с
небольшим углом стреловидности и большого удлинения, а также V-образное
вертикальное оперение установлены сверху фюзеляжа. Как утверждают в КБ,
данная схема дает возможность увеличить аэродинамическое качество с 19
до 21 на скорости 0,76М.
Двигатели установлены над обтекателем
хвостового оперения, что позволяет избежать ограничений по диаметру
двигателей, а также степени двухконтурности. Потоки, генерируемые
фюзеляжем, обтекают верх хвостовой части фюзеляжа, благодаря чему
воздухозаборники могут работать в стабильных условиях без риска помпажа.
Двигатели также защищены от попадания инородных частиц, а их шумность
снижается за счет вертикального оперения и хвостовой части фюзеляжа.
Несущий
фюзеляж большого размера является основной проблемой при создании М-60.
Герметичная конструкция такого рода очень сложна в изготовлении. При
использовании обычной конструкции должны быть смонтированы усиления для
получения достаточной прочности длинного фюзеляжа, что вызывает
утяжеление фюзеляжа и приводит к снижению характеристик самолета. Как
поясняют в ЭМЗ им. Мясищева, этого удалось избежать за счет
использования новых технологий, позволивших создать фюзеляж, имеющий
сопротивление и массу, аналогичную для фюзеляжей круглого сечения. На
текущий момент КБ разрабатывает фюзеляж вытянутой формы со шпангоутами и
стрингерами из композитных материалов, который затем будет использован
для проведения статических испытаний.
Как отмечает блог, истоки
проекта М-60 восходят еще к 1979 году, когда КБ Мясищева была инициативно предложена
разработка нового самолета. Главной задачей проекта являлось достижение
высоты 25000 метров, необходимой для проведения высотной разведки, при
большом запасе топлива и целевом оборудовании. С тех пор была
разработана
серия проектов самолетов различного предназначения.
В
2003 году вариант М-60-200 был предложен в качестве конкурента самолету
МС-21 разработки «Корпорация Иркут» в качестве пассажирского самолета
на линиях средней протяженности. М-60ТВТС, который являлся самолетом
более скромных размеров, не имел шансов, поскольку в конечном счете
проект Ил-112В был выбран в качестве легкого транспортного самолета.
Проект стратегического бомбардировщика М-60Б проиграл проекту КБ
Туполева в ходе конкурса по программе ПАК ДА. В настоящее время М-60
может принять участие в конкурсе на Перспективный транспортный самолет
(ПТС), который будет включать в себя семейство самолетов
грузоподъемностью от 80 до 240 тонн.